Воспитывающая: воспитывать любовь к знаниям, любовь к животным, применять правила поведения на уроках.
Предметные результаты: усвоить образ буквы Нн. Уметь различать твердые и мягкие согласные.
Метапредметные результаты: принимать активное участие на уроке, организовывать свое рабочее место, работать под руководством учителя, слажено работать в группе, ориентироваться в учебнике, правильно отвечать на поставленные вопросы учителя. Рефлексировать свою деятельность на уроке.
Методы и формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: наглядность: картинки с изображение Незнайки, Знайки, фишки для выполнения звуко- буквенного анализа слов, ребусы, зеленый колпак, синий колпак, красный колпак, кубики Зайцева, загадки в картинках, счетные палочки для составления буквы Н, сигнальные карточки зеленого и синего цвета.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Девиз урока : Хочу все знать!
- Как вы понимаете смысл нашего девиза?
- Ребята, для того, чтобы узнать с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся, нужно ответить на следующие загадки.
Загадка 1
Кто один имеет рог?
Отгадайте… (носорог)
- Правильно ребята.
- Какой первый звук в слове носорог?
Н
-Посмотрите, а вот Звуковичок к нам в гости пришел! (в синем колпаке, с колокольчиком)
Звуковичок рассказывает стихотворение:
- Я, Дан, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Узнайте мои звуки,
Откройте мой секрет.
- Как вы думаете, какой он нам звук принес?
(ответы детей: согласный, звонкий, твердый звук Н
-Как вы узнали, что звук Н согласный, звонкий, твердый?
(ответы детей)
-Молодцы, разгадали секрет Звуковичка.
Загадка 2
Нерпы все живут во льдах,
В дальних северных морях,
Вот готов у нерпы лед
И домой она идет.
- Скажите, ребята, какой первый звук в слове нерпа
НЬ
- Посмотрите, а вот другой Звуковичок к нам в гости пришел( в зеленом колпаке, с колокольчиком)
Звуковичок рассказывает стихотворение:
- Я Динь, веселый гномик.
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший- нет!
- Какой нам звук принес Звуковичок?
(согласный, звонкий, мягкий звук Нь)
-Как вы определили, что звук согласный, звонкий, мягкий?
(ответы детей)
- Молодцы ребята, справились с заданием!
- Звуковички принесли с собой кубики со слогами.
- Давайте поиграем в интересную игру.
● Проводится игра «Твердый – мягкий».
Дети поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н′].
-Сегодня на уроке русской грамоты мы отправимся в школу Знаек.
-Обозначать звуки Н и НЬ при составлении звуковых моделей мы будем фишками, которые принесли Звуковички.
(Показ звуковых фишек синих и зеленых)
Забежали звуки в нос.
Для чего же? Вот вопрос!
Звуки Н и НЬ тотчас
Объяснили все для нас:
«К зубкам язычок прижался.
Нам один лишь путь остался».
- Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаются звуки Н и НЬ?
(ответы детей: буквой Н)
Показ буквы Н
Правильно!
Вот буква главная большая – стоит она всегда вначале
Названий городов, названий рек, людей имен,
И в кличках всех животных
Найдешь её охотно.
А вот дочурка с нею рядом
Похожа, как две капли с мамой.
Та буква н мала .
Она на строчке вмещена.
Вот так печатаются буквы Н.
- Ребята, сегодня к нам в Школу Знаек пришел гость. Вы хорошо с ним знакомы. У него есть друг, который ему всегда помогает, на все вопросы отвечает, любит конструировать и создавать технические аппараты. А вместе друзья живут в Цветочном городе. Как вы думаете, кто это?
- Правильно, это Незнайка.
А сейчас ваш друг приглашает нас в гости. Он в своем Цветочном городе узнал про букву Н и приготовил для вас загадки и задания. Слушаем внимательно..
- Вспомните правила поведения в классе (дети рассказывают о правилах поведения на уроке)
-Молодцы!
Смотрите и слушайте все внимательно!
Загадка 1.
Два конца, два кольца.
Посередине гвоздик. ножницы ( вывешивается картинка и изображением ножниц.)
-Давайте определим звук по твердости и мягкости ( дети выставляют синюю фишку)
Загадка 2
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник конь (дети выставляют зеленую фишку) Сравнение звуков.
- Давайте напечатаем в воздухе буквы Н большую и букву н маленькую.
Упражнение в воздухе.
Палка, палка, поясок
Буква Н как мосток.
- Ребята, подумайте, на что еще похожа буква Н.
(ответы детей)
III. Актуализация знаний.
Игра «На что похожа буква Н»
- Вот, друзья, вы посмотрите, на что похожа буква, назовите.
(Показ рисунков и чтение стихотворений про букву н детьми)
Двое ношу понесут,
Буква Н уж тут как тут
В гамаке удобном этом
Я в саду качаюсь летом (Милана)
Вот катушки так катушки
Две построились, стоят
В нитках Н найдете сразу (Сабина)
Они об этом говорят.
Из дощечек и металла
Буква Н над речкой встала. (Арсен)
-Ребята, вы все запомнили, как печатается буква Н?
Молодцы!
IV.Физминутка.
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз нагнулись. Два нагнулись.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки – шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты тихо сесть.
Дети рассаживаются за парты.
V. Работа по теме урока.
Введение новой буквы Нн.
Рассматриваем букву в «Букваре».
Запоминание графического облика буквы Н.
Произнесение звуков н, нь.
2. Чтение слогов и слов с буквой Н. Работа по «Букварю». Прочитать слог- назвать слово с данным слогом: на- насос, ни -кони, нит -нитки, но- окно, ны -бананы, нан -банан)
3.Чтение слогов по цепочке: на-ан, но-он, ну-ун, ни-ны.
4. Чтение слов по слогам «Букварь» (Чтение по рядам) -Какой ряд лучше прочтет?
5. Чтение предложения: У Нины и Инны ноты.
- Как пишутся имена, фамилии, клички животных?(ответы детей)
6.Работа по кубикам Зайцева. Чтение слога и проговаривание чистоговорки.
- Ребята, Незнайка очень любит шалить и перепутал схемы слов и рисунки животных. Надо правильно подобрать слова к схемам. Вы сможете помочь?
VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Давайте произнесём звук [н] и проверим, встречает он преграду или нет, произносится с голосом или нет.
- Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: это согласный звук, звонкий, непарный, может быть твёрдым, может быть мягким.
1.Перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: вписывается буква Н в звуко-буквенные схемы слов ноты, нитки. Чтение зв буквенных схем с ориентировкой на известные буквы.
2. Составление звуковой схемы для имени Нина: в звуковую схему вписывается заглавная буква Н и строчная н. Повторяем, что все имена пишутся с большой буквы.
3. Звуковой анализ слова ноты. Замена звуков буквами - перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: вместо цветных фишек вписать буквы.
4. Работа по запоминанию графического облика буквы: складывание буквы из палочек.
VII.Письмо. Работа в прописи.
- Ребята, давайте откроем тетради и вспомним правило работы при письме.
Правило.
Я тетрадь свою открою …
1. Сравнивание печатной буквы и письменной
2. Знакомство с письменными буквами: строчная н и заглавная Н. Учитель дает образец написания буквы н и особенности ее соединения с другими буквами. Поэлементный анализ строчной буквы: кроме двух основных элементов, она имеет дополнительную линию с узелком Для соединения основных элементов. Буква н прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы н.
3. Самостоятельная работа звуко-букв. анализ слов насос, носки, банан, нитки.(оценивание 5 лучших работ на звездочку), три ребенка у доски.
4. Пальчиковая гимнастика.
- Нам сейчас, нам сейчас нужно всех назвать на раз! (загибаем пальчики)
Этот пальчик самый сильный.
Этот пальчик самый смелый.
Этот пальчик самый средний.
Этот пальчик безымянный.
Этот пальчик с ноготок.
Получился кулачок.
VIII.Работа по тексту букваря «Нина и Миша».
1. Работа по картинке «Букваря» «Как Нина ходила за малиной». Рассматривание картинки. Что изображено на картинке? Куда пошла Нина? Что она собирала? Кто сидел за кустами малины? Кого увидела
Нина? Как ты думаешь, чем кончилась эта история? Придумай ее
конец.
2. Чтение текста «Нина и Миша» (вслух, про себя, шепотом).
IX.Творческое задание (Ребусы)
-Ребята, Незнайка приготовил последнее задание, давайте разгадаем ребусы.
Сапожник, ананас, деревня
X. Рефлексия учебной деятельности.
- С какими звуками вы познакомились сегодня в Школе Знаек?
- Какой буквой обозначаются звуки Н и НЬ?
- Какую новую букву научились писать?
- Названия каких животных вы запомнили?
- Скажите, зачем мы ходим в школу? Зачем нам нужны знания?
- Какие пословицы об ученье, знаниях мы знаем? Скажите, можно нас назвать Незнайками?
– В каком классе вы учитесь? (1 «З»)
- Можно ли нас назвать Знайками?(вывешивается плакат с изображением Знайки) -А Незнайка пусть приходит к нам на уроки и познает вместе с нами новое.
- Ребята, Незнайка оставил вам солнечные смайлики. Нарисуйте ротик смайлику, учитывая свое настроение после урока.
-Я благодарю вас за работу на занятии и желаю узнать еще много интересного (угощение печеньем в форме буковок).
Самоанализ урока русской грамоты по теме:
«Звуки (н) и (н). Буквы Нн»
Учитель: Тукенова А.А.
Школа-лицей №62, 1 «З» класс
Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русской грамоты в 1 классе. На уроке происходит изучение нового материала по теме: «Звуки (н) и (н), буквы Нн ,поэтому тип урока определён, как изучение нового материала.
Урок построен так, чтобы он был интересным, достаточно насыщенным заданиями различного уровня сложности. Главным героем на уроке был Незнайка, который приготовил различные задания для детей.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками (н) и (н), буквами Нн
Образовательная: научить выделять звуки в словах, познакомить с буквами Нн
Воспитательная: воспитывать любовь к знаниям, любовь к животным.
В концу урока хотелось, чтобы дети умели определять новый звук в словах, научились читать слоги и слова с изученным звуком, научились писать буквы Нн, различать печатные и письменные, строчные и заглавные буквы Н н; составлять звуко- буквенную схему с буквой Н;
Оборудование для учителя:
*Плакат с изображением Незнайки.
*Фишки синего, зелёного, красного цвета.
*Ребусы.
*Зеленый колпак, синий колпак, красный колпак.
* Кубики Зайцева.
*Загадки в картинках.
Оборудование для учащихся:
*Букварь, Спутник Букваря, пропись №1
* Счетные палочки для составления буквы Н.
* стихи о звуках.
* пословицы о знаниях.
Форма урока: урок – усвоения новых знаний «Путешествие по школе Знаек».
Содержание урока соответствовало требованиям учебной программы. Материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был занимательным.
Содержание урока соответствовало возрастным особенностям учащихся.
Организация урока была представлена через систему вопросов, заданий, загадок по теме животные. Использовалась проблемная ситуация (Незнайка перепутал схемы слов с картинками животных)
Прослеживалась взаимосвязь между этапами урока.
На всех этапах урока отводится роль обучающим заданиям. Они выполнялись фронтально, индивидуально, по группам. Виды деятельности на уроке были разнообразными. Велась работа по преодолению нагрузки (физминутка, пальчиковая гимнастика) соответствовала теме урока. Содержание материала урока и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Наглядные пособия развивали интерес к новым знаниям, помогали в достижении поставленных целей.
Учебное время на уроке использовалось не рационально, запланированный объём урока не выполнен.
Урок цели достиг. Был проведён рефлексивно – оценочный этап урока, который помог увидеть, что детьми тема усвоена. Психологическая атмосфера класса благоприятная. Учащиеся нарисовали улыбающиеся ротики у смайликов.
Подведение итогов урока:
1) различаем печатные и письменные, строчные и заглавные буквы Н н;
2) пишем буквы (строчную и заглавную) Нн, слоги, слова с этой буквой;
3) составляем звуко-буквенную схему с буквой Н;
4) определяем новый звук в словах;
5)читаем слоги, слова с буквой Н, предложения.
Результаты урока:
В дальнейшем, при планировании, учитывать объем заданий на уроке. Расширить способы организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Результаты урока оцениваю на «хорошо». На уроке удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Необходимо работать над активностью детей на уроках, над дисциплиной в классе.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Девиз урока : Хочу все знать!
- Как вы понимаете смысл нашего девиза?
- Ребята, для того, чтобы узнать с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся, нужно ответить на следующие загадки.
Загадка 1
Кто один имеет рог?
Отгадайте… (носорог)
- Правильно ребята.
- Какой первый звук в слове носорог?
Н
-Посмотрите, а вот Звуковичок к нам в гости пришел! (в синем колпаке, с колокольчиком)
Звуковичок рассказывает стихотворение:
- Я, Дан, люблю звук твердый.
Люблю я синий цвет
Узнайте мои звуки
Откройте мой секрет
- Как вы думаете, какой он нам звук принес?
(ответы детей: согласный, звонкий, твердый звук Н
-Как вы узнали, что звук Н звонкий? (ответы детей: в руках у Звуковичка колокольчик, значит звук звонкий)
-Молодцы, разгадали секрет Звуковичка.
Загадка 2
Нерпы все живут во льдах,
В дальних северных морях,
Вот готов у нерпы лед
И домой она идет.
- Скажите, ребята, какой первый звук в слове нерпа
НЬ
- Посмотрите, а вот другой Звуковичок к нам в гости пришел( в зеленом колпаке, с колокольчиком)
Звуковичок рассказывает стихотворение:
-Я Динь, веселый гномик.
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший- нет!
-Какой нам звук принес Звуковичок?
(согласный, звонкий, мягкий звук)
-Как вы определили, что звук согласный, звонкий, мягкий?
Введение новой буквы Нн.
Рассматриваем букву в «Букваре».
Запоминание графического облика буквы Н.
Произнесение звуков н, нь.
2. Чтение слогов и слов с буквой Н. Работа по «Букварю». Прочитать слог- назвать слово с данным слогом: на- насос, ни -кони, нит -нитки, но- окно, ны -бананы, нан -банан)
3.Чтение слогов по цепочке: на-ан, но-он, ну-ун, ни-ны.
4. Чтение слов по слогам «Букварь»
(Чтение по рядам)
-Какой ряд лучше прочтет?
5. Чтение предложения: У Нины и Инны ноты.
- Как пишутся имена, фамилии, клички животных)
6.Работа по кубикам Зайцева. Чтение слога и проговаривание чистоговорки.