Просмотр содержимого документа
«Звуки [н], [н']. Буквы Н, н»
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н
Задачи: учить распознавать звуки [н| и [н'] и соответствующую букву, писать буквы Н, н; обучать технике выразительного чтения; развивать речь, память, наблюдательность.
ФормируемыеУУД: распознавать звуки [н] и [н'] и соответствующую букву; правильно писать буквы Н, н; давать характеристику изученных звуков; сравнивать звуки и буквы; отгадывать загадки.
Ход урока
I.Организационный момент
Что значит «наблюдать»? (Внимательно следить глазами за кем-нибудь или за чем-нибудь, изучать, исследовать.)
А на уроке нужно быть наблюдательным? Почему?
II.Эмоционально-волевая регуляция
Учащиеся дополняют высказывание: «Мне нравится, когда ребята...»)
III.Развитие речевого аппарата
Артикуляционная разминка
Работа над дикцией
Произнесите радостно, печально,ласково,гневно.
Чик, чики, чикалочки —
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Курочка — на чурочке.
IV.Актуализация знаний
Какой слог лишний?
му, си, но.
(Си - в нём согласный звук мягкий)
-Какое слово не подходит к остальным?
Сима , сом, мама.
(Ответы могут быть разными, всё зависит от наблюдательности детей.)
-Определите, в каком числе употребляются слова мыши, кот в тексте.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Мотивационно-целевой этап
-Отгадайте загадки.
Голубой шатёр весь мир накрыл. {Небо.)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос.)
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем. (Ножницы.)
-Произнесите слова-отгадки ещё раз. Чем они похожи? (Все слова начинаются со звука [н] или [н'].) Что вы можете рассказать об этих звуках? Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуках [н], [н'], научиться писать соответствующие буквы.)
Работа по теме уроков
I. Работа по «Азбуке» (с. 80)
Что изображено на «волшебном» рисунке? (Нитки.)
-Произнесите слово нитки и понаблюдайте за первым звуком.
-Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, мягкий, звонкий.) Докажите.
Какую букву образовали нитки? Почему?
-Покажите прописную и строчную буквы Н, н на ленте букв. (Звуко-буквенный анализ слов ножницы, нитки.)
Как произносится первый согласный звук в слове ножницы? (Твёрдо.)
Как произносится первый согласный звук в слове нитки? (Мягко.)
Какой вы можете сделать вывод? (Звуки [н] и [н\] парные по твёрдости-мягкости.)
- Составьте слоги из букв, данных в рамочке, и прочитайте слоги, записанные рядом.
Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [h'], а перед остальными буквами — твёрдый звук [н].)
Составьте слова с этими буквосочетаниями. (Наташа, кнопка, нырять, низкий, нуга.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 24)
Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Нитки, нос.)
Составьте звуковые схемы этих слов.
Почему буква н написана синим и зелёным цветом? (Она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.)
Напишите печатную заглавную букву Н по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы н.)
Рассмотрите письменную строчную букву н в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
Откуда начинают писать букву н?
Обведите образец.
(Написание элементов письменной строчной буквы н сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги и слова. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Прочитайте предложение.
Обведите буквы.
Напишите предложение сами по образцу.
Как в русском языке обозначаются начало и конец предложения?
Рассмотрите рисунки внизу страницы. Что на них изображено?
Назовите девочек так, чтобы в их именах была буква н.
Прочитайте предложения, записанные ниже.
- Так ли вы назвали девочек?
(Работа над загадкой. Отгадка: иголка с ниткой.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 25)
-Расскажите, что вы видите на рисунке в левом верхнем углу.
(Сосны, солнце.)
Составьте звуковую схему слова сосны.
Сколько слогов в этом слове? (Два.)
Назовите ударный слог.
- Рассмотрите письменную прописную букву Н в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда начинают писать букву Н? ( Написание элементов письменной прописной буквы Н сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и слова. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
-Прочитайте предложения.
-Сколько слов в каждом предложении? (По три слова.)
-Обведите предложения.
- Попробуйте написать предложения сами по образцу.
- Прочитайте слова, записанные внизу страницы. Рассмотрите рисунки. Соотнесите слова с рисунками.
- Запишите любое из этих слов печатными буквами.
IХ. Рефлексивно-оценочный этап
- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [н], мягкий звук [н'].