Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы 1класс»
План - конспект урока по русскому языку в 1-а классе
«Русский алфавит, или Азбука»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска Моск. области
Митрофанова Наталья Георгиевна
Предмет: русский язык
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.
Название раздела, темы: Звуки и буквы.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);
2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,
Старо-славянская азбука,
Алфавит.
3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);
Фамилии авторов;
Рисунки с буквами алфавита
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».
2.Чистописание
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву... (А)
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
3.Самоопределение к деятельности.
НА ДОСКЕ:
Л Ф А Т В А И
1). -На доске написаны буквы.
-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
-Назовите согласные. (Л Ф Т В)
- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т)
- Что можете сказать про букву Л?
-Назовите гласные (А И).
-Что можно сказать о букве И? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).
-Что можно сказать о букве А? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).
2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).
-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .
- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ
4. Работа по теме урока.
1).Знакомство с алфавитом.
-Сколько всего букв в русском языке? (33).
-Сколько гласных букв? (10).
-А сколько согласных? (21).
-Сколько букв не обозначают звука? (2).
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он ...
(Алфавит)
2).Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука.
Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.
-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА
3).Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.
4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.
(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)
6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3
1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф
-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО
История возникновения Алфавита.
1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
2). Вот так выглядела старославянская азбука.
3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».
-Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
-Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.
-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.
-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.
5.Списывание предложения с доски:
Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
6.Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:
на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.
9.Отгадайте загадку.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)
-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
-С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.
2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
-Конечно, он использует Алфавит.
10. Самостоятельная работа.
- Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.
- Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся с одной и той же буквы?
Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.
3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.
11. Практическое пользование алфавитом.
- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.
(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)
(Напомнить написание имён собственных).
Проверка с доски
12. Физкультминутка.
Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я
13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)
Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)
-А теперь отгадайте мои слова:
1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л
2-ая-первая буква алфавита
3-я-стоит после буквы П
4-я- первая буква алфавита
5-я-стоит перед буквой М
6-я- пятая буква алфавита
7-я-первая буква алфавита
8-я-стоит между буквами Ч и Щ (КАРАНДАШ)
14. Домашнее задание
С.57 упр.11
Рефлексия
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Кто уже запомнил алфавит?
Кто правильно называет буквы?
Кому ещё нужно немного потренироваться?
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!
Дополнительно
Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок