Урок обучения грамоте
Тема: Звук [ч’], буквы Ч, ч
Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и буквой «Чч»
Тип урока: Изучение нового материала
Личностные результаты: Выражать свои эмоции;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
- Коммуникативные: строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Время: 45 минут
Возраст детей: 6-7 лет
Место проведения: -
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, лист самооценки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.
- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.
- Итак, ребята, за работу!
2.Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (слайд 1)
- Произнесем ее вместе медленно.
- Теперь произнесем ее быстро.
- Какой звук встречается чаще других?
- Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?
- Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (слайд 2)
- Молодцы!
- Какой буквой обозначается этот звук? (слайд 3). Назовем ее все вместе.
3.Открытие новых знаний.
- Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.
- Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (слайд 4)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
- Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик? (слайд 5)
Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать.
- Какой звук мы с вами сейчас произносили?
- Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?
- Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук – красный, согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (слайд 6)
- Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (слайд 7)
Физминутка
Вправо, влево повернись,
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)
Вправо, влево наклонись,
Наклоняйся, не ленись,
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)
- Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (слайд 8). Назовем ее правильно все вместе.
- Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа?
- Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву.
- Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить.
- Удалось вам получше запомнить букву Ч?
- А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (слайд 9)
- Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.
- Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.
4.Применение новых знаний на практике.
- Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На слайде картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].
- Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (слайд 10)
- Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.
- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.
5.Итог урока.
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?
Какой буквой обозначается?
6.Рефлексия.
- На столе у вас лежит лист самооценки, давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке.
- Молодцы!
- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?
- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?
- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!
- Урок окончен. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!