Планируемый результат обучения и формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы. Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать. Личностные УУД: формирование умения определять общие правила поведения; формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки; набор букв и слогов; домик с буквами; дидактический материал для коллективной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация.
Ход урока
Организационный момент. Громко прозвенел звонок, Начинается урок! Наши ушки на макушке Глазки широко раскрыты. Идя к заветной цели Работать будем дружно. Сегодня на уроке Нам много сделать нужно!
Развитие речевого аппарата. 1. Дыхательная гимнастика * Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.) 2. Артикуляционная разминка *Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.) * Упражнение «Пчела» (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж)
Включение в учебную деятельность.
- Ребята, сегодня к нам пришел гость, давайте отгадаем загадку:
Шевеля усами важно
Он вперед ползёт отважно.
Чёрный носит он сюртук,
Посмотрите это …(Жук)(3слайд)
- Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?
Основная часть.
- Давайте вместе произнесем звук Ж.
-Что делают губы, когда произносим звук Ж?
- Что делает язык?
-Что делает горлышко? (Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит). Какой это звук (согласный, звонкий,твердый) (Слайд 4).
2) На что похожа буква Ж? (Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик) (Слайд 5)
3) -Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы будьте внимательны когда услышите звук Ж, поднимите карточки с изображением буквы. Итак приготовили карточки и слушаем внимательно. (Жук, паук, змея , уж, лягушка, жаба,).
4) Я буду говорить только гласные звуки, а вы составте слоги со звуком [Ж]. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].
А – О У – Ы (ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ)(6 слайд)
5) Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете. (Слайд 7)
Кличка собаки из сказки "Репка" (Жучка)
Животное с самой длинной шеей (Жираф)
Детская игра (Жмурки)
Плод дуба (Жёлудь)
Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? (Жаба)
Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук [Ж] дети приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх. (Мальчики, лыжи, девочки, снежинки, шапка, Женя).
Работа по учебнику с.25 (Чтение слогов, составление схем, чтение текста и пересказ).
Итог урока. - Вот и закончилось наш урок. - Давайте подведём итог урока. -Чем сегодня занимались на уроке? Рефлексия деятельности. - Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что звук Ж…» (Всегда твёрдый, шипящий, звонкий). Самооценка учащихся. - Если вам понравилось или не понравилось, как вы работали на уроке, то покажите его на СМАЙЛИКАХ. - Продолжите мои предложения: -Было интересно… -Было трудно… -У меня получилось…(слайд 10) - Спасибо всем за урок. Вы у меня МОЛОДЦЫ! (слайд 11) - Урок окончен.