kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звук [й’] и буква й

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: показать различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]; развивать речь детей при подборе родственных слов с буква­ми и и й, создании текста-рассуждения, при объяснении смысла пословиц; учить делить слова с буквой й для переноса.

Звук [й’] и буква й

Цели: показать различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]; развивать речь детей при подборе родственных слов с буква­ми и и й, создании текста-рассуждения, при объяснении смысла пословиц; учить делить слова с буквой й для переноса.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.    Актуализация знаний

Словарная работа

  • Узнайте слово по его значению.

Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами. (Заяц.)

  • Что вы знаете про зайцев?
  • Запишите это слово, поставьте ударение.
  • Проверьте себя по образцу в рубрике «Твой словарик» в учебнике на с. 51.

Человек необычайной храбрости, доблести, совершающий подвиги. (Герой.)

  • Запишите слово, поставьте ударение. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.
  • Составьте предложение с одним из слов, продиктуйте его своему товарищу для записи.

III.    Самоопределение к деятельности

  • Как  вы думаете, какие буквы в русском алфавите словно близнецы? (Буквы и и й.)
  • Ваня считает, что, кроме черточки сверху, никаких других различий между этими буквами нет. А вы как считаете? (Буква и обозначает гласный звук [и],) буква и краткое обо­значает мягкий звонкий согласный звук [й’].

Уточним ваши предположения в ходе выполнения заданий.

— Сформулируйте тему и цель урока. (Гласный звук [и] и со­гласный звук [й’]. Сравнить характеристики этих звуков и найти различия.)

IV.    Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 51)

  • Прочитайте считалку Г. Сапгира.

—Зачем нужны считалки? (Чтобы распределить роли в игре.)

  • Спишите считалку красиво, обращая внимание, что каждая фраза записывается с новой строки и с заглавной буквы.
  • Какие слова с буквой й обвели? (Чайка, чайник, чай, от­вечай.)

—Что объединяет все эти слова? (Орфограмма: сочетание ЧА пиши с буквой а.)

Упр. 65 (с. 51)

(По заданию.)

  • Записывая слова-родственники с буквой й, карандашом делите их для переноса. Пользуйтесь памяткой.

Памятка. Как правильно делить слова для переноса

  1. Прочитай слово.
  2. Подсчитай количество гласных букв.
  3. Соотнеси количество гласных букв и количество слогов.
  4. Раздели слово на слоги, используя правила:

• если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя;

  •  если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.

—Какие слова-родственники вы записали?( Лить — лей-ка, строить — строй-ка, мыть — мой-ка, стая — стай-ка, ал­лея — аллей-ка, скамья — скамей-ка, семья — семей-ка, шея — шей-ка.)

—Сделайте вывод. Как переносятся слова с буквой й? (При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 37 (с. 22)

  • Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
  • Прочитайте вторую часть задания. Сможете ли вы найти слова с противоположными значениями — антонимы? (Не­знайка — знайка, ученый — неученый, горький — сладкий.)

Упр. 39 (с. 23)

  • Выполните задание самостоятельно по образцу. (Читаю — читай, пою — пой, рисую — рисуй, играю — играй.)

(Взаимопроверка с соседом по парте.)

Физкультминутка

V.     Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику                                               

Упр. 66 (с. 52)

  • Задание от Совенка: сравните звуки на конце каждой пары слов.

Мои — мой, свои — свой.

  • Чем они различаются? Ответить на вопрос поможет правило деления слова на слоги. (В первом слове два слога, так как две гласные буквы, во втором — один слог.)

— Сделайте вывод о различиях между и и й. (Гласный и выпол­няет слоговую функцию, согласный й слога не образует.)

  • Подтвердите ваши мысли словами профессора Самоварова. Прочитайте его выводы в учебнике на с. 52.

— Что вы запомнили? (Звук [й’] согласный. Он слога не обра­зует. При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.

А звук [и] гласный. Он может образовывать слог.) 

Упр. 67 (с. 52)                                                       

- Прочитайте задание. Выполните по образцу.

(Сверка с образцом на доске. Герои — герой, трамваи — трам вай и т. д.)

- Сколько предметов называет каждое из слов? (Первое слово называет несколько предметов, второе — один предмет.)

VI.     Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 36 (с. 22)

  • Рассмотрите рисунок. Подберите к нему слова со зву­ком [й’]. Составьте по рисунку текст и подберите заглавие.

Запишите. Обведите слова с буквой й. (Примерный ответ.

«Зайкин огород». Зайка посадил в огороде морковку. Во­робей поливает ее из лейки. Морковка, вырастай! Будет славный урожай!)  

(Фронтальная проверка. Самооценка с помощью смайликов.)

  • У кого работа не вызвала затруднений?         
  • Кому трудно было выполнить это задание?

VII.     Подведение итогов урока

  • Чем различаются буквы и и й?
  • Какие звуки они обозначают?
  • Чем эти звуки различаются?

Домашнее задание

Упр. 35 (с. 21) в рабочей тетради.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звук [й’] и буква й»

У р о к 2 5. Звук [й’] и буква й

Цели: показать различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]; развивать речь детей при подборе родственных слов с буква­ми и и й, создании текста-рассуждения, при объяснении смысла пословиц; учить делить слова с буквой й для переноса.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Словарная работа

  • Узнайте слово по его значению.

Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами. (Заяц.)

  • Что вы знаете про зайцев?

  • Запишите это слово, поставьте ударение.

  • Проверьте себя по образцу в рубрике «Твой словарик» в учебнике на с. 51.

Человек необычайной храбрости, доблести, совершающий подвиги. (Герой.)

  • Запишите слово, поставьте ударение. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

  • Составьте предложение с одним из слов, продиктуйте его своему товарищу для записи.

  1. Самоопределение к деятельности

  • Как вы думаете, какие буквы в русском алфавите словно близнецы? (Буквы и и й.)

  • Ваня считает, что, кроме черточки сверху, никаких других различий между этими буквами нет. А вы как считаете? (Буква и обозначает гласный звук [и],) буква и краткое обо­значает мягкий звонкий согласный звук [й’].

Уточним ваши предположения в ходе выполнения заданий.

  • Сформулируйте тему и цель урока. (Гласный звук [и] и со­гласный звук [й’]. Сравнить характеристики этих звуков и найти различия.)

  1. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 51)

  • Прочитайте считалку Г. Сапгира.

  • Зачем нужны считалки? (Чтобы распределить роли в игре.)

  • Спишите считалку красиво, обращая внимание, что каждая фраза записывается с новой строки и с заглавной буквы.

  • Какие слова с буквой й обвели? (Чайка, чайник, чай, от­вечай.)

  • Что объединяет все эти слова? (Орфограмма: сочетание ЧА пиши с буквой а.)

Упр. 65 (с. 51)

(По заданию.)

  • Записывая слова-родственники с буквой й, карандашом делите их для переноса. Пользуйтесь памяткой.

Памятка. Как правильно делить слова для переноса

  1. Прочитай слово.

  2. Подсчитай количество гласных букв.

  3. Соотнеси количество гласных букв и количество слогов.

  4. Раздели слово на слоги, используя правила:

• если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя;

  • если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.

  • Какие слова-родственники вы записали?( Лить — лей-ка, строитьстрой-ка, мыть — мой-ка, стаястай-ка, ал­леяаллей-ка, скамьяскамей-ка, семьясемей-ка, шеяшей-ка.)

  • Сделайте вывод. Как переносятся слова с буквой й? (При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 37 (с. 22)

  • Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  • Прочитайте вторую часть задания. Сможете ли вы найти слова с противоположными значениями — антонимы? (Не­знайка — знайка, ученыйнеученый, горькийсладкий.)

Упр. 39 (с. 23)

  • Выполните задание самостоятельно по образцу. (Читаючитай, поюпой, рисуюрисуй, играюиграй.)

(Взаимопроверка с соседом по парте.)

Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 66 (с. 52)

  • Задание от Совенка: сравните звуки на конце каждой пары слов.

Мои — мой, свои — свой.

  • Чем они различаются? Ответить на вопрос поможет правило деления слова на слоги. (В первом слове два слога, так как две гласные буквы, во втором — один слог.)

  • Сделайте вывод о различиях между и и й. (Гласный и выпол­няет слоговую функцию, согласный й слога не образует.)

  • Подтвердите ваши мысли словами профессора Самоварова. Прочитайте его выводы в учебнике на с. 52.

  • Что вы запомнили? (Звук [й’] согласный. Он слога не обра­зует. При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.

А звук [и] гласный. Он может образовывать слог.)

Упр. 67 (с. 52)

- Прочитайте задание. Выполните по образцу.

(Сверка с образцом на доске. Героигерой, трамваи — трам вай и т. д.)

- Сколько предметов называет каждое из слов? (Первое слово называет несколько предметов, второе — один предмет.)

  1. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 36 (с. 22)

  • Рассмотрите рисунок. Подберите к нему слова со зву­ком [й’]. Составьте по рисунку текст и подберите заглавие.

Запишите. Обведите слова с буквой й. (Примерный ответ.

«Зайкин огород». Зайка посадил в огороде морковку. Во­робей поливает ее из лейки. Морковка, вырастай! Будет славный урожай!)

(Фронтальная проверка. Самооценка с помощью смайликов.)

  • У кого работа не вызвала затруднений?

  • Кому трудно было выполнить это задание?

  1. Подведение итогов урока

  • Чем различаются буквы и и й?

  • Какие звуки они обозначают?

  • Чем эти звуки различаются?

Домашнее задание

Упр. 35 (с. 21) в рабочей тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звук [й’] и буква й

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства