Цели: показать различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]; развивать речь детей при подборе родственных слов с буквами и и й, создании текста-рассуждения, при объяснении смысла пословиц; учить делить слова с буквой й для переноса.
Звук [й’] и буква й
Цели: показать различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]; развивать речь детей при подборе родственных слов с буквами и и й, создании текста-рассуждения, при объяснении смысла пословиц; учить делить слова с буквой й для переноса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарная работа
- Узнайте слово по его значению.
Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами. (Заяц.)
- Что вы знаете про зайцев?
- Запишите это слово, поставьте ударение.
- Проверьте себя по образцу в рубрике «Твой словарик» в учебнике на с. 51.
Человек необычайной храбрости, доблести, совершающий подвиги. (Герой.)
- Запишите слово, поставьте ударение. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.
- Составьте предложение с одним из слов, продиктуйте его своему товарищу для записи.
III. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, какие буквы в русском алфавите словно близнецы? (Буквы и и й.)
- Ваня считает, что, кроме черточки сверху, никаких других различий между этими буквами нет. А вы как считаете? (Буква и обозначает гласный звук [и],) буква и краткое обозначает мягкий звонкий согласный звук [й’].
Уточним ваши предположения в ходе выполнения заданий.
— Сформулируйте тему и цель урока. (Гласный звук [и] и согласный звук [й’]. Сравнить характеристики этих звуков и найти различия.)
IV. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
Упр. 64 (с. 51)
- Прочитайте считалку Г. Сапгира.
—Зачем нужны считалки? (Чтобы распределить роли в игре.)
- Спишите считалку красиво, обращая внимание, что каждая фраза записывается с новой строки и с заглавной буквы.
- Какие слова с буквой й обвели? (Чайка, чайник, чай, отвечай.)
—Что объединяет все эти слова? (Орфограмма: сочетание ЧА пиши с буквой а.)
Упр. 65 (с. 51)
(По заданию.)
- Записывая слова-родственники с буквой й, карандашом делите их для переноса. Пользуйтесь памяткой.
Памятка. Как правильно делить слова для переноса
- Прочитай слово.
- Подсчитай количество гласных букв.
- Соотнеси количество гласных букв и количество слогов.
- Раздели слово на слоги, используя правила:
• если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя;
- если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.
—Какие слова-родственники вы записали?( Лить — лей-ка, строить — строй-ка, мыть — мой-ка, стая — стай-ка, аллея — аллей-ка, скамья — скамей-ка, семья — семей-ка, шея — шей-ка.)
—Сделайте вывод. Как переносятся слова с буквой й? (При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 37 (с. 22)
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Прочитайте вторую часть задания. Сможете ли вы найти слова с противоположными значениями — антонимы? (Незнайка — знайка, ученый — неученый, горький — сладкий.)
Упр. 39 (с. 23)
- Выполните задание самостоятельно по образцу. (Читаю — читай, пою — пой, рисую — рисуй, играю — играй.)
(Взаимопроверка с соседом по парте.)
Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 52)
- Задание от Совенка: сравните звуки на конце каждой пары слов.
Мои — мой, свои — свой.
- Чем они различаются? Ответить на вопрос поможет правило деления слова на слоги. (В первом слове два слога, так как две гласные буквы, во втором — один слог.)
— Сделайте вывод о различиях между и и й. (Гласный и выполняет слоговую функцию, согласный й слога не образует.)
- Подтвердите ваши мысли словами профессора Самоварова. Прочитайте его выводы в учебнике на с. 52.
— Что вы запомнили? (Звук [й’] согласный. Он слога не образует. При переносе слов букву й нельзя отрывать от слога.
А звук [и] гласный. Он может образовывать слог.)
Упр. 67 (с. 52)
- Прочитайте задание. Выполните по образцу.
(Сверка с образцом на доске. Герои — герой, трамваи — трам вай и т. д.)
- Сколько предметов называет каждое из слов? (Первое слово называет несколько предметов, второе — один предмет.)
VI. Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 36 (с. 22)
- Рассмотрите рисунок. Подберите к нему слова со звуком [й’]. Составьте по рисунку текст и подберите заглавие.
Запишите. Обведите слова с буквой й. (Примерный ответ.
«Зайкин огород». Зайка посадил в огороде морковку. Воробей поливает ее из лейки. Морковка, вырастай! Будет славный урожай!)
(Фронтальная проверка. Самооценка с помощью смайликов.)
- У кого работа не вызвала затруднений?
- Кому трудно было выполнить это задание?
VII. Подведение итогов урока
- Чем различаются буквы и и й?
- Какие звуки они обозначают?
- Чем эти звуки различаются?
Домашнее задание
Упр. 35 (с. 21) в рабочей тетради.