Предметная область: язык и речевая практика (по ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
Предмет: русский язык (обучение грамоте) |
Класс: 1 |
Вид образовательной программы: в классе АООП (вариант 1) + 1 обучающийся по СИПР |
Базовый учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь (для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП) |
Раздел: Буквы «р», «Р» |
Тема урока: Знакомство с заглавной буквой «Р» |
Тип урока: получение новых знаний |
Цель урока: формирование алгоритма письма заглавной буквы «Р» |
Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепление навыка письма ранее изученных букв и их соединений, знакомство с образом заглавной буквы «Р», знакомство с алгоритмом письма данной буквы, элементами ее составляющими, закреплять навык составления звуковой схемы лова, актуализация знаний о правилах правописания имен людей и предложений. Коррекционно- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и результатам их работы, бережное отношение к учебным принадлежностям, ответственность и аккуратность в своей работе. Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать речь, расширять словарный, внимание, память, мелкую моторику, формировать основы саморегуляции. |
Формируемые БУД: навык подготовки к уроку, соблюдение принятых правил поведения на уроке, навык работы в тетради по русскому языку, ориентировки на странице учебника, работа по предложенной учителем инструкции, самостоятельность при выполнении индивидуального задания. |
Оборудование: букварь индивидуально у каждого обучающегося, письменные принадлежности, тетради, магнитная карточка с алгоритмом письма буквы «Р», плакат «Алфавит», сосновые шишки, индивидуальные карточки формата А5 с прописанной изучаемой буквой, пластилин (брусок синего цвета), наборное полотно , буквы к нему, символические изображения звуков (красные и синие круги), песочные часы. |
Задачи урока для ребенка, обучающемуся по СИПР: Предметные: формирование образа прописной буквы «Р», соотнесение ее с фонемой. Личностные: формирование навыка работы на уроке, работы в коллективе класса. Коррекционно-развивающие: корректировать моторику рук - формирование мышечного тонуса, тренировка захвата и удержания предмета в ладонях, щипковый захват и отщипывание (от кусочка пластилина), складывание кисти руки в указующий жест, вождение пальцем по намеченной линии или в заданном направлении. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| | Линия общая | Линия педагог. поддержки | Линия общая | Линия педагог. поддержки |
1 | Мотивационный настрой. | Четверостишие об уроке русского языка. Вопросы по ситуации. | Эмоциональный настрой. Вопросы на фиксацию ситуации «здесь и сейчас»: Какой по счету урок? Как он называется? Чему мы учимся на этом уроке? Почему у урока такое название «Русский» язык? | Рассаживаются по местам. Отвечают на вопросы. | Для реб. с нода: довести ее до рабочего места (или попросить об этом кого-то из обучающихся), посадить. Счет и проговаривание расписаниея уроков – совместно. При необходимости: Уточняющие вопросы по содержанию работы на уроке. Наводящие вопросы о названии урока. |
2 | Организационный момент. | Просьба проверить готовность к уроку. | Проговорить и показать, что должно быть на парте к уроку. | Просматривают все, что они достали, проверяют правильные ли вынули учебник и тетрадь. | Особое внимание на обложку учебника и на то, что тетрадь должна быть в линейку. Для реб. с нода: расстегнуть рюкзак. Направить руку, помочь вынуть необходимые учебные принадлежности. |
Пальчиковая гимнастика | Проговаривание цели задания. Четверостишие с названием всех пальцев и упражнение с ними. Самомассаж сосновой шишкой. | Подготовим к работе наши пальчики. Напомнить название всех пальцев. Упражнения выполняют по показу. Проговаривание всех действий с предметом + вопросы, где требуется произнести название предмета и отработать звуки «с» и «ш» - напоминание алгоритма произношения (как давал логопед) | Выполняют упражнения, проговаривают хором, если запомнили текст. Выполняют. Поочередно произносят словосочетание «сосновая шишка» | Для реб. с нода: помочь повторить движения пальцев, если возникли трудности. Для ребенка с нода: похвала и поддержка, если удается удержать предмет в руке и особенно если есть попытки манипулировать им по показу учителя. |
3 | Включение в учебную деятельность | Повторяем на каких звуках остановились на уроке чтения. Даем характеристику звуку «р». Повторяем алгоритм письма буквы «р» по карточке. Четверостишие «Мы ручку правильно берем…» - прописывание буквы в воздухе, пальчиком на парте. Пропись буквы «р» в тетради. | Одобрение при правильном ответе. Проверить захват ручки. В группе «слабых» постоянный контроль, за качеством письма, соблюдением размера букв, удержанием строки. В группе «сильных» эмоциональное поощрение, подчеркивание самых удачных графем. | Отвечают на вопросы, работают на наборном полотне. Оказывают взаимопомощь, если требуется. Для реб. с нода: вынуть ручку из пенала, вложить в руку. Прописывают, соблюдая повторенный алгоритм письма | При ошибках в ответе – возможность исправиться или обратиться за помощью к учителю или одноклассникам. Для реб. с нода: удерживать в руке предмет, производить доступные манипуляции в воздухе. Помочь сложить руку в указующий жест, провести по парте линии сверху-вниз, слева-направо. Для всех: при необходимости обращаются за помощью. Для реб с нода: работает по обводке на листе А5 – проводит пальчиком по контуру буквы, при желании обводит ручкой контур. |
4 | Постановка учебной задачи | Фронтальная беседа. Настрой на дальнейшую работу с буквой «Р». «Волшебный момент» - открытие на карточке алгоритма письма заглавной «Р». Постановка задачи урока | Порычим (с соблюдение алгоритма звукопроизношения, данного логопедом). Сегодня научимся писать букву «Р». | Рассуждают о том, из каких элементов состоит буква, на что они похожи. Как их соединить в букву. Выполняют артикуляционную разминку. Принятие учебной задачи. | Эмоциональная поддержка, направление рассуждений учащихся |
5 | Работа по теме урока | Фронтальная с использованием дифференцированного подхода и индивидуальная. Индивидуальная работа в тетрадях. Группа «сильных» - делают пропись самостоятельно. Группа «слабых» - пишут по обводке или «рука в руку», дается попытка самостоятельного письма, пока не будет усвоен алгоритм написания буквы. | Учитель еще раз проговаривает алгоритм письма буквы «Р», называя все элементы и их расположение относительно друг друга. Учитель пишет на доске букву очень большого размера. Дает задание обвести ее в воздухе, прицелившись одним глазом. Раздать индивидуальные листы А5 с образцом буквы. Повторить контур фигуры пальчиком на парте. Учитель прописывает в тетрадях образцы букв и индивидуальные задания. Индивидуальный контроль, эмоциональная поддержка при хорошем результате или за старание. | Обводят по контуру букву, прицелившись одним глазом, соблюдая голосовую инструкцию письма. Несколько раз. Обводят пальчиком по образцу. «Пишут» букву без опоры на контур, на поверхности парты. Работают в тетрадях. | Для реб. с нода: эмоциональная поддержка и похвала за попытку работать по голосовой инструкции. Для реб. с нода: помочь сложить руку в указующий жест (если требуется), провести рукой по контуру несколько раз, проследить, чтобы ребенок повторил это действие самостоятельно. Учитель контролирует соблюдение алгоритма письма. Для реб. с нода: выдать пластилин и доску для лепки. Попросить приготовить синий брусок пластилина. Активная работа с группой «слабых» учащихся. Эмоциональная поддержка «сильных». Для реб. с нода: согревает кусочек пластилина, получает задание отщипывать маленькие кусочки. |
| Физкультминутка | Коллективная. Физминутка № 15 из картотеки класса. | Совместное выполнение с обучающимися движений с заучиванием текста. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя, повторяют услышанный текст. | Для реб. с нода: эмоциональная поддержка за стремление повторять движения вместе с классом. |
6 | Продолжение работы по теме. | Продолжение индивидуальной работы в тетрадях. Самостоятельное письмо. Работа с букварем. С 50. Найти, обсудить слово «Ро-ма». Записать слово в тетради. Работа на наборном полотне. Читаем предложение «Ро-ма мал». Вспоминаем правописание предложений. Записываем в тетради предложение. Обсудить и сделать вывод в каких случаях требуется написание заглавной буквы «Р». | «Сильные» пишут индивидуальное задание. «Слабые» переходят на самостоятельное письмо по образцу. Для реб. с нода: индивидуальное задание. Помочь найти страницу и слово, если требуется. Обсудить его значение. Учитель пишет слово на доске. Обсудить, почему слово написано с заглавной буквы, вспомнить и повторить хором правило. «Сильные» копируют слово в тетрадь с доски. «Слабым» учитель прописывает слово в тетради. Особое внимание уделяется соединениям букв. Составить совместно с учащимися звуковую схему слова. Эту схему переносят в тетрадь. Алгоритм работы тот же, что и со словом + «сильные» учащиеся могут составить схему предложения (обратить их внимание, что это не звуковая схема, и выглядеть она должна по-другому). Еще одно дополнительное задание для «сильных». (Можно пользоваться плакатом «Алфавит») «Слабые» отрабатывают запись предложения, пока оно не станет «читаемым». Направить рассуждения учащихся: - в именах людей; - в начале предложений. | Работают в тетрадях. Высказываются, обсуждают. Записывают. Перечерчивают схему в тетрадь. Записывают, составляют схему Находят еще одно предложение внизу страницы, читают, списывают, после проверки учителя составляют схему. «Слабые» пишут последний вариант предложения и дают прочитать учителю. Рассуждают, приводят примеры. | Эмоциональная поддержка и устное поощрение. Для реб. с нода: сминать отщипанные кусочки, катать из них колбаски, стараясь удерживать их между ладонями, выкладывать из получившихся колбасок букву на листе А5 по контуру с соблюдением алгоритма письма буквы. Для реб. с нода: попросить ее прочитать слово вместе со всеми, повторить его по слогам, следя по книге. Для реб. с нода: после окончания работы с пластилином, помочь убрать его в сторону, оставив только пластилиновый образ перед глазами. Сначала девочка водит по своей букве пальчиком, затем учитель дает ей не пишущую ручку и вместе с ней проводит по пластилину стрежнем, согласно алгоритму письма буквы с проговариванием фонемы. |
7 | Гимнастика для глаз. Минута отдыха. | Комплекс упражнений на закрывание-открывание глаз. | Учитель диктует инструкцию Минуту отслеживаем по песочным часам. | Выполняют гимнастику. Кладут руки на парту, голову на руки, отдыхают в тишине. | Эмоциональное подбадривание. Самоконтроль каждого обучающимся за соблюдением дисциплины и тишины. |
8 | Закрепление. | Фронтальная. | Каждому обучающемуся предоставляется возможность выйти к доске и самостоятельно написать 1-3 буквы «Р». Красивые буквы сопровождаются аплодисментами. | Выходят и пишут на доске буквы. | Для реб с нода: Выйти и показать свою «пластилиновую» букву. Назвать ее. Результат работы сопровождается аплодисментами, работа вывешивается на магнитной доске. |
9 | Подведение итогов урока. | С момента появления на магнитной доске «пластилиновой» буквы начинается подведение итогов урока. Вопросы на закрепление и рефлексию. Запуск расслабляющего момента «рабочего шума» | С написанием какой буквы мы сегодня познакомились? Почему Катина буква выложена из синего пластилина? Из каких элементов состоит эта буква? Как правильно писать букву в строках тетради? В каких случаях на письме используются заглавные буквы? Назовите имена, которые начинаются с буквы «Р». Оценивание работ в тетрадях с помощью наклейки. | Отвечают на вопросы. Приводят примеры. | Для реб. с нода: прочитай свою букву, какая она по размеру «маленькая» или «большая». Режим «рабочего» шума, где детям разрешено посмотреть, кому какая наклейка досталась, пока учитель перевешивает «пластилиновую» букву в «галерею» таких же букв на пробковую доску. |
10 | Рефлексия | Эмоциональный итог урока. | Вы учились? Вы научились? Вы молодцы? Все вместе: «Мы молодцы»! | Учились. Научились. Мы молодцы. | |