Просмотр содержимого документа
«Знакомство с прилагательным»
Знакомство с прилагательным.
2 класс.
- Мы уже с вами познакомились с существительными. А еще есть слова, которые украшают нашу речь. С их помощью наш рассказ становится интереснее, выразительнее.
- Я придумала много красивых слов к одной из этих картинок. Угадайте, о чем я говорю: дикая, рыжая, пугливая, шустрая, маленькая.
- Белка.
- Почему вы решили, что это белка?
(дети повторяют признаки предмета)
Загадки-описания, предлагаемые детям:
Дикий, серый, голодный, злой. (волк)
Дикий, серый, трусливый. (заяц)
Дикая, рыжая, умная, хитрая. (лиса)
- На какой вопрос отвечают слова «дикая, рыжая, серый, голодный, злой?»
( Какая, какой?)
- Сегодня мы остановим свое внимание именно на них.
- Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают).
- На что в предмете указывает слово «рыжая»? «злой»? «голодный»? (Цвет, характер, качество)
- Чем является цвет, размер, вкус для предмета? (Признаком)
- Для чего мы их использовали? (Уточнили, описали предмет)
- Значит, для чего в русском языке служат слова – признаки предмета? (Чтобы описать предмет)
Задание:
- Подберите к каждому имени существительному подходящее слово – признак. Запишите в тетрадь с вопросом.
Запись в тетрадь:
Предметы Признаки предметов
что? мёд какой? сладкий
кто? стрекоза какая? зелёная
что? поле какое? большое
что? дни какие? жаркие
- Слова, которые вы записали, называются именами прилагательными.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и служит для описания предмета
Учитель:
-Один иностранный студент, изучающий русский язык, получил задание: соединить слова «река, пру, озеро» со словом «глубокий».
Вот как он сделал:
Река глубокий, пред глубокий, озеро глубокий.
-Правильно ли? А как нужно?
-Этот студент не знал одного секрета русского языка. А вот в чем секрет. Имена существительные подчиняют себе имена прилагательные, с которыми они связаны по смыслу: имя существительное женского рода требует, чтобы связанное с ним прилагательное было женского рода, имя
существительное мужского или среднего рода требует от имени прилагательного быть такого же рода.
- Теперь, когда вы знаете важную особенность, вы можете сказать: чему же надо научиться иностранцу, чтобы правильно присоединять к именам существительным имена прилагательные.
Задание на закрепление:
-Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.
Зелен… лист, зелен… трава, зелен… платье.
-Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные?
- Как вы думаете, от чего зависит окончание имени прилагательного? (от существительного, с которым оно связано по смыслу)
Можно сделать вывод, что имя прилагательное зависит от существительного.