Орг.момент Актуализация знаний. Цель — актуализировать знания учащихся о именах собственных и нарицательных. Создание проблемной ситуации и пути её решения. Цель — мотивировать учащихся на изучение темы «Имя собственное». Первичное закрепление во внешней речи Цель — актуализировать знания учащихся о словах, имеющих разные значения. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель — познакомить учащихся с видами имён собственных; учить различать и правильно писать имена собственные разных видов. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель – закрепить знания о именах собственных. Рефлексия деятельности (итог урока) | Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Ставится вопрос: «Как, почему выбирается та или иная кличка?» (С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчеркиваем внешние особенности, повадки или выражаем свое отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчеркиваем верность собаки своему хозяину). Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, например Тишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные — братья наши меньшие. Каждая кличка животного — это его имя собственное.) Винтик написал приглашения на свой день рождения Незнайке и малышам. Получив открытки, дети растерялись, потому что ничего не поняли. Учитель предлагает школьникам посмотреть открытки и прочитать тексты: 1) Шпунтик! Приходи ко мне на день рождения! 2) Приходи ко мне завтра на день рождения. Винтик. 3) Незнайка! Приходи ко мне. Винтик. Почему удивились малыши? Можем ли мы помочь Винтику собрать друзей на свой день рождения? Прочитайте слова и объясните их значение: кнопка, винтик. Кнопка — кличка животного; кнопка — канцелярский предмет, сигнальная система; винтик — деталь крепежа; Винтик — имя литературного героя. Задание 2 (П) Объясните, почему слова, которые одинаково произносятся, имеют разное значение. Задание 3(У) Составьте предложения со словами, имеющими разное значение: кнопка и Кнопка, винтик и Винтик (работа в парах). Например: 1) Кнопка — подруга Синеглазки. Лист прикрепляют к стене кнопкой. 2) Винтик приглашает малышей на свой день рождения. Из большой коробки папа достал винтик. Сделать вывод: все имена собственные пишутся с большой буквы. Письменная работа (упр.38) предваряется примерами кличек, их толкованием: овчарка Гром, пудель Серыш и др. Запись комментируется: «Слово пудель — название породы собаки — пишу со строчной буквы, а кличку Серыш — с заглавной, так как это имя собственное». Составление рассказов (упр. 39) о своих собаках (или каких-то других) Устные рассказы носят относительно свободный характер, а для записи предложения в качестве подписи к рисунку дается опора: «Это ...(собака) по кличке ...(Дружок)». Работа с упражнением 40 проводится по аналогии с упражнением 1, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: «Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы». Упр. № 41- работа в парах. Упр. № 42 – задание повышенной сложности. Оно подводит к работе над словарным словами : девочка, ребята. Упр. № 43 – работа со словарными словами. Рабочая тетрадь, с. 13, №1. Выпишите имена собственные. Подчеркните в них заглавную букву. Рабочая тетрадь, с. 13, № 2. Составьте имена и фамилии с данными слогами: Ва... Ве... Во... Ви... Что нового узнали на уроке? С какими словарными словами мы познакомились на уроке. Тяжело ли было выполнять задания в рабочей тетради? Оцените себя на школе Успеха. Большое спасибо за урок. |