kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: урок -исследование

Цель урока: рассмотреть понятия "родственные слова" и "корень слова", развивать умения самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами. 

Задачи:

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова» »

Урок русского языка во 2 класса по УМК «Гармония»

Тема урока:

«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Форма урока: урок - исследование

Цель урока:рассмотреть понятия «родственные слова» и «корень слова»; развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.

Задачи:

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Формирование универсальных учебных действий:

1.Личностные УУД

Формирование : учебной мотивации , адекватной самооценки ,умения делать выбор, формирование  готовности открыто выражать свою позицию на уроках.

2.Регулятивные УУД.

Формирование: умения  формулировать тему и цели урока, составлять план действий, контроля своей деятельности  способом сравнения с образцом, оценивания процесса и результата деятельности, умение видеть ошибку.



3.Познавательные УУД

Формирование: умения строить устные высказывания, формулировать проблемы и решать их, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерий для сравнивания, классификация объектов.

4.Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, сотрудничать с другими в решение  учебных задач, адекватно оценивать себя, работу в паре.

Оборудование: музыкальное сопровождение, компьютер, проектор, листы с заданиями, разноцветные кружки, елка, снежинки, карточки.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

Педагогические технологии:

  • ИКТ – технология (презентация), что позволяет повысить интерес учащихся к предмету, активизировать внимание, глубже усвоить изучаемый материал.

  • Игровая

  • ТРКМ

  • Проблемная

Планируемыерезультаты:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

  • применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;

  • повышение активности на уроках;

  • обогащение словарного запаса.



Урок проведен по ФГОС в технологии

системно – деятельностного метода.















Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

Слайд № 2Привет сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою подарил. Здравствуйте!

Сегодняшний урок хочу начать словами Жан Жака Руссо.

«Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Давайте сегодня на уроке будем активны, будем поглощать знания с большим желанием. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

Сегодня вы будете исследователями и отправитесь в маленькую исследовательскую экспедицию. Но куда нам предстоит отправиться, попробуйте отгадать.



Слайд № 3

Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки. (Зима)

Слайд № 4 В гости к нам пришла красавица Зима.

-Отправляясь к ней в гости, что мы с собой возьмем? (знания, умения, навыки)

-Что ожидаете от сегодняшнего урока? (узнать что-то новое)

-Что для этого вы должны сделать? (открыть что-то новое)



2. Самоопределение к деятельности.

Цель: определить содержательные рамки урока, согласовать тему и цель.

Слайд № 5 Минутка чистописания.

Ле…, пару…, голо…, ча….

Букву, которую мы будем писать, является орфограммой данных слов. Какая эта буква? Обоснуйте ответ. Пропишите всю строчку этой буквы.

Слайд № 6 Девиз нашего урока попробуйте отгадать?

(Ум да разум надоумят сразу) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием)

Слайд № 7 А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, что мы сможем разгадать тайны и секреты и поможем собрать ее верных слуг.

-С чего начинаем всегда урок? (с повторения)

-Вспомните, над какой темой мы работали? (Текст. Предложение.)

Слайд № 8 Я сейчас проверю, как вы усвоили эту тему?

(ТРКМ, прием «Верные, неверные утверждения»)



1

2

3

4

5

6

7

-

-

-

+

+

-

-



1.Предложение – это несколько слов, не связанных по смыслу?

2.Начало предложения всегда пишется с маленькой буквы?

3. Одно предложение отделяется от другого запятой?

4. Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

5.Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

6. Предложения по цели высказывания бывают всегда повествовательные.

7. Предложения состоят из слогов?

Взаимопроверка, оценивание.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прочитайте слова на экране.

Слайд № 9 Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

На какую тему все эти слова? (зима)

И это не случайно, ведь красавица-зима уже наступила. Скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников.

- А теперь внимание. Сформулируйте задание, которое нам предстоит сделать? (распределить слова на 2 группы). Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах. Проверим, как вы распределили слова на 2 группы.

(пока дети будут писать, перевернуть слова на доске, затем дети прикрепляют слова к снежинкам)

4. Сообщение темы и целей урока.

Попробуйте определить нашу тему и цель урока? (Научиться…) Что бы я хотел узнать? Что у вас вызвало затруднение? (родственные слова)

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. Где в жизни встречается слово родственники и нужно ли оно?

– В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Слайд № 10

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Щелчок

6. Реализация построенного проекта.

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). Можно сказать, что у них общее значение. (щелчок)

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет?).

– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (Зим).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) щелчок

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (Ответы детей)

Родственными называются слова, которые имеют общее значение и имеют одинаковый корень.

Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).щелчок

Слайд № 11 Физминутка. (музыкальная)

Ночью в лесу всегда тихо и можно услышать любой шорох.

7.Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

Зима не приходит одна. С ней верные слуги.

Слайд № 12 Мороз трещит - большому холоду велит.

Мороз и Холод - эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (Эти слова близкие по значению, но не родственники. У этих слов разные корни.)

Корень слова - главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные смело подбери слова.

Слайд № 13 Некоторых детей они захотели заморозить, прислали снежинки, а на них слова. Вы не испугались их. Что нужно выполнить? (распределить на 2 группы) . Что еще нужно сделать? (вставить пропущенные орфограммы, выделить корень)

Слова: м…розный, заморо…ки, морозец, х…лодный, холодильник, хол…дает.

Слайд № 14Сравните по эталону и оцените себя.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения находить родственные слова и находить общий корень.

Слайд № 15 Зима предлагает поработать самостоятельно. Перед вами тексты.

-Определите задание? (найти родственные слова, выделить корень.)

(Дети выполняют задания разного уровня сложности)

Вариант 1.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Вариант 2.

Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!

Вариант 3 .

Жили- были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, не ледок салазки выкатили. Старик со старухой на них из окна глядят.

-А что, старуха,- говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

-Давай, - говорит старуха.

Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.

Проверьте себя по эталону. ( На столах) Поставьте сигналы + или?

-Кто поставил себе знак? В чём причина затруднения.

Исправьте ошибки. Молодцы!

9. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд № 16Игра – тест «Четвёртый – лишний»

Что нужно сделать? (Выпиши лишнее слово в тетрадь и объясни почему?)

  1. Носильщик, носатый, нос, носишко

  2. Печурка, печатать, печка, печник.

  3. Лисица, лисья, лисёнок, листик.Молодцы!

10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год)Слайд № 17

Про него говорят: Новый год – к весне поворот.

А пока до весны ещё далеко, подведём итоги сегодняшнего урока.

Вспомните девиз нашего урока?Слайд № 18

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Удалось вам достичь цели?

-Что значит родственные слова?

Слайд № 19-Что интересного и нового вы узнали?

- Что понравилось?

-Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

Как вы думаете, все ли тайны мы сегодня исследовали? (нет) На следующих уроках нам предстоит ещё многое узнать.

Что является символом Нового года? (ёлка)слайд № 20

К нам ёлка тоже попала в класс. ( Учитель показывает елку, сделанную детьми своими руками при помощи детских ладошек.)

Оцените свою деятельность на уроке и поставьте себя на лестницу успеха с помощью новогодних гирлянд. ( У детей три цвета)

Красный цвет - у вас все получилось, не было трудностей

Желтый цвет - все получилось, но были незначительные трудности

Синий цвет – мне было трудно и неинтересно.

Очень красивая получилась новогодняя елка.

11. Домашнее задание

Вам домашнее задание сегодня предлагает зимний гость. Кто? (Гость- снеговик спрятан под столом) Слайд № 21

Что нужно сделать? (У каждого на столах. Подобрать родственные слова с корнем сад, лес, лёд.)

Слайд № 22

Спасибо за урок! Молодцы!





















 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»

Автор: Наумчук Марина Викторовна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Однокоренные слова конспект урока "
    ["seo_title"] => string(36) "odnokoriennyie-slova-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "161851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281546"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "273721"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452262716"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Корень слова""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokanatiemukorienslova"
    ["file_id"] => string(6) "273044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452118104"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Образование слов при помощи приставок.6 класс."
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie_slov_pri_pomoshchi_pristavok_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "374158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482931482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства