«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»
«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: урок -исследование
Цель урока: рассмотреть понятия "родственные слова" и "корень слова", развивать умения самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.
Задачи:
- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;
- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова» »
Урок русского языка во 2 класса по УМК «Гармония»
Тема урока:
«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова»
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Форма урока: урок - исследование
Цель урока:рассмотреть понятия «родственные слова» и «корень слова»; развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.
Задачи:
- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;
- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.
Формирование универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД
Формирование : учебной мотивации , адекватной самооценки ,умения делать выбор, формирование готовности открыто выражать свою позицию на уроках.
2.Регулятивные УУД.
Формирование: умения формулировать тему и цели урока, составлять план действий, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом, оценивания процесса и результата деятельности, умение видеть ошибку.
3.Познавательные УУД
Формирование: умения строить устные высказывания, формулировать проблемы и решать их, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерий для сравнивания, классификация объектов.
4.Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, сотрудничать с другими в решение учебных задач, адекватно оценивать себя, работу в паре.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.
Педагогические технологии:
ИКТ – технология (презентация),что позволяет повысить интерес учащихся к предмету, активизировать внимание, глубже усвоить изучаемый материал.
Игровая
ТРКМ
Проблемная
Планируемыерезультаты:
учащиеся научатся распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;
применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;
повышение активности на уроках;
обогащение словарного запаса.
Урок проведен по ФГОС в технологии
системно – деятельностного метода.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
Слайд № 2Привет сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою подарил. Здравствуйте!
Сегодняшний урок хочу начать словами Жан Жака Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Давайте сегодня на уроке будем активны, будем поглощать знания с большим желанием. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
Сегодня вы будете исследователями и отправитесь в маленькую исследовательскую экспедицию. Но куда нам предстоит отправиться, попробуйте отгадать.
Слайд № 3
Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки. (Зима)
Слайд № 4 В гости к нам пришла красавица Зима.
-Отправляясь к ней в гости, что мы с собой возьмем? (знания, умения, навыки)
-Что ожидаете от сегодняшнего урока? (узнать что-то новое)
-Что для этого вы должны сделать? (открыть что-то новое)
2. Самоопределение к деятельности.
Цель: определить содержательные рамки урока, согласовать тему и цель.
Слайд № 5 Минутка чистописания.
Ле…, пару…, голо…, ча….
Букву, которую мы будем писать, является орфограммой данных слов. Какая эта буква? Обоснуйте ответ. Пропишите всю строчку этой буквы.
Слайд № 6 Девиз нашего урока попробуйте отгадать?
(Ум да разум надоумят сразу) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием)
Слайд № 7 А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, что мы сможем разгадать тайны и секреты и поможем собрать ее верных слуг.
-С чего начинаем всегда урок? (с повторения)
-Вспомните, над какой темой мы работали? (Текст. Предложение.)
Слайд № 8 Я сейчас проверю, как вы усвоили эту тему?
(ТРКМ, прием «Верные, неверные утверждения»)
1
2
3
4
5
6
7
-
-
-
+
+
-
-
1.Предложение – это несколько слов, не связанных по смыслу?
2.Начало предложения всегда пишется с маленькой буквы?
3. Одно предложение отделяется от другого запятой?
4. Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.
5.Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
6. Предложения по цели высказывания бывают всегда повествовательные.
И это не случайно, ведь красавица-зима уже наступила. Скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников.
- А теперь внимание. Сформулируйте задание, которое нам предстоит сделать? (распределить слова на 2 группы). Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах. Проверим, как вы распределили слова на 2 группы.
(пока дети будут писать, перевернуть слова на доске, затем дети прикрепляют слова к снежинкам)
4. Сообщение темы и целей урока.
Попробуйте определить нашу тему и цель урока? (Научиться…) Что бы я хотел узнать? Что у вас вызвало затруднение? (родственные слова)
5. Построение проекта и выхода из затруднения.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. Где в жизни встречается слово родственники и нужно ли оно?
– В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Слайд № 10
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Щелчок
6. Реализация построенного проекта.
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). Можно сказать, что у них общее значение. (щелчок)
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет?).
– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (Зим).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) щелчок
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (Ответы детей)
Родственными называются слова, которые имеют общее значение и имеют одинаковый корень.
Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).щелчок
Слайд № 11 Физминутка. (музыкальная)
Ночью в лесу всегда тихо и можно услышать любой шорох.
7.Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.
Зима не приходит одна. С ней верные слуги.
Слайд № 12 Мороз трещит - большому холоду велит.
Мороз и Холод - эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (Эти слова близкие по значению, но не родственники. У этих слов разные корни.)
Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные смело подбери слова.
Слайд № 13 Некоторых детей они захотели заморозить, прислали снежинки, а на них слова. Вы не испугались их. Что нужно выполнить? (распределить на 2 группы) . Что еще нужно сделать? (вставить пропущенные орфограммы, выделить корень)
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!
Вариант 3 .
Жили- были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, не ледок салазки выкатили. Старик со старухой на них из окна глядят.
-А что, старуха,- говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
-Давай, - говорит старуха.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Проверьте себя по эталону. ( На столах) Поставьте сигналы + или?
-Кто поставил себе знак? В чём причина затруднения.
Исправьте ошибки. Молодцы!
9. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд № 16Игра – тест «Четвёртый – лишний»
Что нужно сделать? (Выпиши лишнее слово в тетрадь и объясни почему?)
Носильщик, носатый, нос, носишко
Печурка, печатать, печка, печник.
Лисица, лисья, лисёнок, листик.Молодцы!
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год)Слайд № 17
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.
А пока до весны ещё далеко, подведём итоги сегодняшнего урока.
Вспомните девиз нашего урока?Слайд № 18
-Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Удалось вам достичь цели?
-Что значит родственные слова?
Слайд № 19-Что интересного и нового вы узнали?
- Что понравилось?
-Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
Как вы думаете, все ли тайны мы сегодня исследовали? (нет) На следующих уроках нам предстоит ещё многое узнать.
Что является символом Нового года? (ёлка)слайд № 20
К нам ёлка тоже попала в класс. ( Учитель показывает елку, сделанную детьми своими руками при помощи детских ладошек.)
Оцените свою деятельность на уроке и поставьте себя на лестницу успеха с помощью новогодних гирлянд. ( У детей три цвета)
Красный цвет - у вас все получилось, не было трудностей
Желтый цвет - все получилось, но были незначительные трудности
Синий цвет – мне было трудно и неинтересно.
Очень красивая получилась новогодняя елка.
11. Домашнее задание
Вам домашнее задание сегодня предлагает зимний гость. Кто? (Гость- снеговик спрятан под столом) Слайд № 21
Что нужно сделать? (У каждого на столах. Подобрать родственные слова с корнем сад, лес, лёд.)