Знаки препинания в предложениях с прямой речью, с косвенной речью
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, с косвенной речью
Цели: углубить знания учащихся о предложениях с прямой и косвенной речью; развивать умения и навыки расставлять знаки препинания, заменять прямую речь косвенной, строить схемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью, с косвенной речью»
Русский язык 8 «Б» класс
Тема: Знаки препинания в предложениях с прямой речью, с косвенной речью.
Цели: - углубить знания учащихся о предложениях с прямой и косвенной речью; развивать умения и навыки расставлять знаки препинания, заменять прямую речь косвенной, строить схемы;
- развитие критического мышления, развитие внимания, развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, ценностное отношение к слову.
Ход урока
Оргмомент. – Приветствие
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Назовите способы передачи чужой речи.
- Что такое прямая речь?
- Расскажите о способах оформления прямой речи.
- Приведите примеры.
- Чем отличается косвенная речь от прямой?
- С помощью каких слов придаточное предложение присоединяется к главному?
- Приведите примеры.
Проверка упражнения.
Работа у доски
Задание: выполните фонетический разбор слова.
УРОК
III Изучение нового материала.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Работа с таблицей
Прямая речь
Примеры
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, если прямая речь находится после слов автора.
Ольга Языкова покачала головой, задумалась, потом, улыбаясь загадочно, сказала: «Голова кругом идет, как подумаешь: визиты, приемы, праздники». (А.Н.Т)
Если слова автора стоят после прямой речи, то перед ними ставится запятая и тире, прямая речь заключается в кавычки.
Если при прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то после него ставятся кавычки и тире.
«Я не хотел напугать тебя», - сказал он, глубоко вздыхая.
«О чем они толкуют?» - подумал я.
(Л.)
Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.
«Вот и наше жилище! – воскликнул Гагин, как только мы стали приближаться к домику, - а вот и хозяйка несет молоко». (Бун.)
Работа с учебником
Упр 544 (устно)
Цель: развивать умения и навыки объяснять расстановку знаков препинания при прямой речи.
Слово учителя
А теперь рассмотрим знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Предложения с косвенной речью представляет собой СПП, состоящее из двух частей – из главной части и придаточной изъяснительной.
Косвенная речь, в отличие от прямой речи, всегда следует за авторской речью. Косвенная речь включается в придаточное предложение.
И он начал рассказывать ей, что давно уже слышал, как истребляют белых цапель для украшений.
Работа у доски
Задание: Расставьте знаки препинания в предложении с прямой речью. Преобразуйте прямую речь в косвенную.
Перестаньте сказала Ольга с важностью мне надо быть одной.
(«Перестаньте, - сказала Ольга с важностью, - мне надо быть одной».)
Ольга с важностью сказала, что ей нужно побыть одной.