kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Цели урока: 

образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать;  формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;

 воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского  языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности,  формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: компьютер, презентация, дифференцированные  задания, бумага А4, маркеры, оценочные листы.

Тип урока: урок закрепления материала.

Форма организации: групповая, парная, индивидуальная.

Содержание урока соответствует целям и задачам. Материал подобран  с учетом программных требований. Учитываетсяся уровень подготовленности учащихся. Работа способствует развитию учебных умений и навыков, памяти, внимания, мышления. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников используется эмоциональная мотивация –постановка цели урока самими учениками. В ходе проведения урока решаются различные дидактические задачи. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные, наглядные, а также частично-поисковый метод повторения материала (работа в группах), методы самостоятельной деятельности. На уроке развиваются коммуникативные навыки, используютсяь технологии критического мышления (прием «Перепутанные логические цепочки»), личностно-ориентированный подход. Все задания  объединены одной темой «Природа», что способствует формированию бережного отношения к окружающему нас миру. Прослеживается межпредметная связь с литературой. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей ( работа с текстом, определение идеи; цифровой диктант, задание на соответствие). Учащиеся выполняют дифференцированные задания. Домашнее задание  дифференцированное. Ученики на всем протяжении урока заполняют  оценочные листы, в результате чего видно, в каких заданиях  они испытывают затруднения.  Все этапы урока взаимосвязаны между собой. Формы организации разнообразны, время распределено рационально, структура урока соответствовала целям, замыслу, возможностям классного коллектива. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. »

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цели урока:

образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;

воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: компьютер, презентация, дифференцированные задания, бумага А4, маркеры, оценочные листы.


Ход урока:

 
Чем больше знаешь, тем интереснее жить… 
К.Г. Паустовский 

I. Организационный момент.

Добрый день! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.

Целеполагание.

Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?

Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены.

Уметь: расставлять знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами, составлять схемы.

Сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.

II. Актуализация знаний.

- А сейчас проверим ваши теоретические знания. (прием «Перепутанные логические цепочки»).

Перед вами слова в специально «перепутанной» логической последовательности. Необходимо восстановить нарушенную последовательность.

1. Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения соединяются между собой при помощи интонации или сочинительных союзов. Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.

2. В предложении может быть два и больше рядов однородных членов. Однородные члены выражаются обычно одной и той же частью речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

3. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на три группы: соединительные, разделительные, противительные. По употреблению делятся на неповторяющиеся и повторяющиеся. По составу они бывают одиночные и двойные.

4. При однородных членах предложения могут быть слова или словосочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими.


3. Работа в паре. Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:

  1. В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

  2. Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом

  3. Он рощи полюбил густые, уединенье тишину и ночь и звезды и луну.

  4. Косая туча птиц заслонила и леса, и небо, и синеющую даль.

  5. Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета.

  6. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и уходил куда-то в бесконечную даль.


№ предложения

Схемы

4

(и О,и О, и О)

2

( О и О, О и О)

1

(О и О)

3

( О, О, О, и О, и О, и О)

6

( О, и О, и О, и О )

5

( то О, то О, то О)

  

Самопроверка. «5»- 6, «4» - 4-5, «3» -3

III. Формирование новых понятий и способов действия.

- Сейчас мы вспомним правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами.

Работа в группе.

- Перед вами карточки с предложениями. Вам необходимо расставить знаки препинания, составить схемы и рассказать ми, соответствующее этим схемам.

1 группа



1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3) Изредка попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие.

2 группа

1) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

2) Широкие поля, бескрайние леса– наше богатство.

3) Трава, земля, крыши домов - все было покрыто белым налетом инея.

3 группа

1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.

2. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых – охраняется законом. 
3. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглянуло несказанно радостным и привлекательным. 

4 группа

1. Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом» или «краснолесьем». 
2. К числу дичи принадлежат не только птицы, но и звери, так-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. 

3. В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули. 
Выступает спикер от каждой группы.

- На какую тему больше всего подобрано предложений? (на тему природы) 
- А какая проблема в мире является приоритетной и связана с природой? (проблема экологии, охрана окружающей среды) 
Да, эта проблема не только нашего государства, эта проблема мировая. 

-Какое лексическое значение имеет слово  экология?
Экология 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

IV. Закрепление материала.

Просмотр презентации. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить?

1.  Работа с текстом.

1 группа:

Дуб - это царь древесного царства.  Дуб совмещает в себе многие качества мужество и твердость силу и величие долголетие и защиту.  

Он одиноко стоит в могучей красоте и шумит листвой. В нем неиссякаемая жизненная сила.

2 группа.

Березка - это девушка в беленом сарафанчике. Береза растет всюду в полях в лесах на лугу на  склонах гор.  На Руси  вокруг дерева водили хороводы, наряжали лентами, пели песни.

Береза выделяется среди других деревьев не только нежностью, но и строгостью. Как прекрасны березовые рощи!

3 группа

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение. Запечатлевая образ тополя в своих стихотворениях, поэты неизменно подчеркивают его очертания стройную осанку прямой силуэт устремленность в небо.

4 группа

Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Сосновые деревья так высоки, что даже при сильном ветре в лесу тихо и спокойно. Самый шквальный ветер в вышине не тревожит, а успо­каивает человека, находящегося под сенью со­сен. В сосняке бывает много грибов, ягод, оре­хов. Человек может жить в сосновом лесу месяцами и черпать вдохновение. Там хорошо думается, легко дышится. Сосна везде хорошо растет на песке и на болоте на скале и на равнине.

- Какова тема, идея?

- Найти предложение с обобщающим словом и построить схему.



1. Цифровой диктант. Работа в паре.

Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах, с однородными членами:



  1. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

  2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

  3. Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

  4. Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.

  5. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

  6. Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу,  придает  состояние бодрости.

  7. Все пересыхание рек,  появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов. Исчезновение лесов вызвано  невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.

  8. Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины





 Взаимопроверка.



Код: однородные члены предложения  1,2,4,7,9. Обобщающие слова при однородных членах: 3,5,6,8.

Помните:

                      Дерево, трава,

                      Цветок и птица

                      Не всегда

                      Умеют защититься.

                      Если будут

                      Уничтожены они,

                      На планете

                      Мы останемся одни.                                           Д. Родович.



- Какова идея стихотворения?    

2. Составить предложения по схеме. Работа в группе.           

3. Дифференцированные задания. 

1. ТЕСТ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

1. Всё привлекало внимание щенка (1) и коричневый жук на песке (2) и пёстрая бабочка (3) пролетевшая над головой.

а) 1; б) 1, 2, 3; в) 1, 3; г) 1, 2

2. Острогою бьётся крупная рыба (1) как-то (2) щуки (3) сомы (4) карпы (5) судаки.

а) 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 4, 5; в) 2, 3, 4, 5; г) 1, 3, 4, 5

3. Среди травянистых растений есть такие, что живут всего одно лето (1) клевер (2) лебеда, левкой, редис, просо (3) овёс.

а) 1,2,3 б) 2;3 в) 1,3; г) 2,3

4. Грохот воды (1) рёв перекатов (2) стремительный бег (3) и нескончаемое эхо у скал (4) такое осталось впечатление от этой реки.

а) 1; б) 1,2, 4 в) 2,3; г) 1,4

5. Но теперь, в начале марта, всё (1) и овраг (2) и лес (3) и поляна (4) было укрыто глубоким снегом.

а) 4, 1; б) 2, 3; в) 1, 4 г)1, 2, 3, 4

6. Почти везде (1) на суше (2) в океане (3) в атмосфере (4) и даже в вечных льдах (5) обитают живые существа.

а) 2, 3, 4; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4 ; г) 1, 2, 3, 5;

КЛЮЧ 1. Б 2. Б 3. А 4. Б 5. Г 6. Г

2. Запишите предложения, начертите схемы предложений. 
1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.
2. Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена, почки.
3. Среди птиц, насекомых, в сухой траве - всюду чувствовалось приближение осени.
4. Озера и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи. 

5. Луг, поле, деревья – все было покрыто снегом. 
6. В лесах на лугах в поле всюду стали распускаться первые цветы.

V. Итоги урока. Рефлексия.


Фразы из рефлексивного экрана:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

VI. Домашнее задание.

Составить 8 тестовых заданий или упражнение 275 (2).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Автор: Литвинчук Наталья Сергеевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ". Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания  при них."
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "248482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446732926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-priedlozhieniia-s-obobshchaiushchim-slovom-pri-odnorodnykh-chlienakh"
    ["file_id"] => string(6) "155634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421308071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(96) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "158228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421696232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "235770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443816775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "312868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459408939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства