kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Цели урока: 

образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать;  формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;

 воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского  языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности,  формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: компьютер, презентация, дифференцированные  задания, бумага А4, маркеры, оценочные листы.

Тип урока: урок закрепления материала.

Форма организации: групповая, парная, индивидуальная.

Содержание урока соответствует целям и задачам. Материал подобран  с учетом программных требований. Учитываетсяся уровень подготовленности учащихся. Работа способствует развитию учебных умений и навыков, памяти, внимания, мышления. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников используется эмоциональная мотивация –постановка цели урока самими учениками. В ходе проведения урока решаются различные дидактические задачи. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные, наглядные, а также частично-поисковый метод повторения материала (работа в группах), методы самостоятельной деятельности. На уроке развиваются коммуникативные навыки, используютсяь технологии критического мышления (прием «Перепутанные логические цепочки»), личностно-ориентированный подход. Все задания  объединены одной темой «Природа», что способствует формированию бережного отношения к окружающему нас миру. Прослеживается межпредметная связь с литературой. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей ( работа с текстом, определение идеи; цифровой диктант, задание на соответствие). Учащиеся выполняют дифференцированные задания. Домашнее задание  дифференцированное. Ученики на всем протяжении урока заполняют  оценочные листы, в результате чего видно, в каких заданиях  они испытывают затруднения.  Все этапы урока взаимосвязаны между собой. Формы организации разнообразны, время распределено рационально, структура урока соответствовала целям, замыслу, возможностям классного коллектива. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. »

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цели урока:

образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;

воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: компьютер, презентация, дифференцированные задания, бумага А4, маркеры, оценочные листы.


Ход урока:

 
Чем больше знаешь, тем интереснее жить… 
К.Г. Паустовский 

I. Организационный момент.

Добрый день! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.

Целеполагание.

Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?

Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены.

Уметь: расставлять знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами, составлять схемы.

Сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.

II. Актуализация знаний.

- А сейчас проверим ваши теоретические знания. (прием «Перепутанные логические цепочки»).

Перед вами слова в специально «перепутанной» логической последовательности. Необходимо восстановить нарушенную последовательность.

1. Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения соединяются между собой при помощи интонации или сочинительных союзов. Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.

2. В предложении может быть два и больше рядов однородных членов. Однородные члены выражаются обычно одной и той же частью речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

3. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на три группы: соединительные, разделительные, противительные. По употреблению делятся на неповторяющиеся и повторяющиеся. По составу они бывают одиночные и двойные.

4. При однородных членах предложения могут быть слова или словосочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими.


3. Работа в паре. Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:

  1. В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

  2. Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом

  3. Он рощи полюбил густые, уединенье тишину и ночь и звезды и луну.

  4. Косая туча птиц заслонила и леса, и небо, и синеющую даль.

  5. Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета.

  6. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и уходил куда-то в бесконечную даль.


№ предложения

Схемы

4

(и О,и О, и О)

2

( О и О, О и О)

1

(О и О)

3

( О, О, О, и О, и О, и О)

6

( О, и О, и О, и О )

5

( то О, то О, то О)

  

Самопроверка. «5»- 6, «4» - 4-5, «3» -3

III. Формирование новых понятий и способов действия.

- Сейчас мы вспомним правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами.

Работа в группе.

- Перед вами карточки с предложениями. Вам необходимо расставить знаки препинания, составить схемы и рассказать ми, соответствующее этим схемам.

1 группа



1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3) Изредка попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие.

2 группа

1) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

2) Широкие поля, бескрайние леса– наше богатство.

3) Трава, земля, крыши домов - все было покрыто белым налетом инея.

3 группа

1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.

2. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых – охраняется законом. 
3. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглянуло несказанно радостным и привлекательным. 

4 группа

1. Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом» или «краснолесьем». 
2. К числу дичи принадлежат не только птицы, но и звери, так-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. 

3. В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули. 
Выступает спикер от каждой группы.

- На какую тему больше всего подобрано предложений? (на тему природы) 
- А какая проблема в мире является приоритетной и связана с природой? (проблема экологии, охрана окружающей среды) 
Да, эта проблема не только нашего государства, эта проблема мировая. 

-Какое лексическое значение имеет слово  экология?
Экология 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

IV. Закрепление материала.

Просмотр презентации. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить?

1.  Работа с текстом.

1 группа:

Дуб - это царь древесного царства.  Дуб совмещает в себе многие качества мужество и твердость силу и величие долголетие и защиту.  

Он одиноко стоит в могучей красоте и шумит листвой. В нем неиссякаемая жизненная сила.

2 группа.

Березка - это девушка в беленом сарафанчике. Береза растет всюду в полях в лесах на лугу на  склонах гор.  На Руси  вокруг дерева водили хороводы, наряжали лентами, пели песни.

Береза выделяется среди других деревьев не только нежностью, но и строгостью. Как прекрасны березовые рощи!

3 группа

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение. Запечатлевая образ тополя в своих стихотворениях, поэты неизменно подчеркивают его очертания стройную осанку прямой силуэт устремленность в небо.

4 группа

Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Сосновые деревья так высоки, что даже при сильном ветре в лесу тихо и спокойно. Самый шквальный ветер в вышине не тревожит, а успо­каивает человека, находящегося под сенью со­сен. В сосняке бывает много грибов, ягод, оре­хов. Человек может жить в сосновом лесу месяцами и черпать вдохновение. Там хорошо думается, легко дышится. Сосна везде хорошо растет на песке и на болоте на скале и на равнине.

- Какова тема, идея?

- Найти предложение с обобщающим словом и построить схему.



1. Цифровой диктант. Работа в паре.

Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах, с однородными членами:



  1. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

  2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

  3. Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

  4. Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.

  5. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

  6. Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу,  придает  состояние бодрости.

  7. Все пересыхание рек,  появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов. Исчезновение лесов вызвано  невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.

  8. Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины





 Взаимопроверка.



Код: однородные члены предложения  1,2,4,7,9. Обобщающие слова при однородных членах: 3,5,6,8.

Помните:

                      Дерево, трава,

                      Цветок и птица

                      Не всегда

                      Умеют защититься.

                      Если будут

                      Уничтожены они,

                      На планете

                      Мы останемся одни.                                           Д. Родович.



- Какова идея стихотворения?    

2. Составить предложения по схеме. Работа в группе.           

3. Дифференцированные задания. 

1. ТЕСТ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

1. Всё привлекало внимание щенка (1) и коричневый жук на песке (2) и пёстрая бабочка (3) пролетевшая над головой.

а) 1; б) 1, 2, 3; в) 1, 3; г) 1, 2

2. Острогою бьётся крупная рыба (1) как-то (2) щуки (3) сомы (4) карпы (5) судаки.

а) 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 4, 5; в) 2, 3, 4, 5; г) 1, 3, 4, 5

3. Среди травянистых растений есть такие, что живут всего одно лето (1) клевер (2) лебеда, левкой, редис, просо (3) овёс.

а) 1,2,3 б) 2;3 в) 1,3; г) 2,3

4. Грохот воды (1) рёв перекатов (2) стремительный бег (3) и нескончаемое эхо у скал (4) такое осталось впечатление от этой реки.

а) 1; б) 1,2, 4 в) 2,3; г) 1,4

5. Но теперь, в начале марта, всё (1) и овраг (2) и лес (3) и поляна (4) было укрыто глубоким снегом.

а) 4, 1; б) 2, 3; в) 1, 4 г)1, 2, 3, 4

6. Почти везде (1) на суше (2) в океане (3) в атмосфере (4) и даже в вечных льдах (5) обитают живые существа.

а) 2, 3, 4; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4 ; г) 1, 2, 3, 5;

КЛЮЧ 1. Б 2. Б 3. А 4. Б 5. Г 6. Г

2. Запишите предложения, начертите схемы предложений. 
1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.
2. Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена, почки.
3. Среди птиц, насекомых, в сухой траве - всюду чувствовалось приближение осени.
4. Озера и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи. 

5. Луг, поле, деревья – все было покрыто снегом. 
6. В лесах на лугах в поле всюду стали распускаться первые цветы.

V. Итоги урока. Рефлексия.


Фразы из рефлексивного экрана:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

VI. Домашнее задание.

Составить 8 тестовых заданий или упражнение 275 (2).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Автор: Литвинчук Наталья Сергеевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ". Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания  при них."
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "248482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446732926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-priedlozhieniia-s-obobshchaiushchim-slovom-pri-odnorodnykh-chlienakh"
    ["file_id"] => string(6) "155634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421308071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(96) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "158228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421696232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "235770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443816775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "312868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459408939"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства