Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Тема урока: обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Цели урока:
образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;
воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.
Форма организации: групповая, парная, индивидуальная.
Содержание урока соответствует целям и задачам. Материал подобран с учетом программных требований. Учитываетсяся уровень подготовленности учащихся. Работа способствует развитию учебных умений и навыков, памяти, внимания, мышления. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников используется эмоциональная мотивация –постановка цели урока самими учениками. В ходе проведения урока решаются различные дидактические задачи. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные, наглядные, а также частично-поисковый метод повторения материала (работа в группах), методы самостоятельной деятельности. На уроке развиваются коммуникативные навыки, используютсяь технологии критического мышления (прием «Перепутанные логические цепочки»), личностно-ориентированный подход. Все задания объединены одной темой «Природа», что способствует формированию бережного отношения к окружающему нас миру. Прослеживается межпредметная связь с литературой. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей ( работа с текстом, определение идеи; цифровой диктант, задание на соответствие). Учащиеся выполняют дифференцированные задания. Домашнее задание дифференцированное. Ученики на всем протяжении урока заполняют оценочные листы, в результате чего видно, в каких заданиях они испытывают затруднения. Все этапы урока взаимосвязаны между собой. Формы организации разнообразны, время распределено рационально, структура урока соответствовала целям, замыслу, возможностям классного коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. »
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Цели урока:
образовательные – повторить и закрепить ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;
воспитательные – воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; интереса к познанию русского языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.
Чем больше знаешь, тем интереснее жить… К.Г. Паустовский
I. Организационный момент.
Добрый день! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.
Целеполагание.
Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?
Уметь: расставлять знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами, составлять схемы.
Сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.
II. Актуализация знаний.
- А сейчас проверим ваши теоретические знания. (прием «Перепутанные логические цепочки»).
Перед вами слова в специально «перепутанной» логической последовательности. Необходимо восстановить нарушенную последовательность.
1. Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения соединяются между собой при помощи интонации или сочинительных союзов. Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.
2. В предложении может быть два и больше рядов однородных членов. Однородные члены выражаются обычно одной и той же частью речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
3. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на три группы: соединительные, разделительные, противительные. По употреблению делятся на неповторяющиеся и повторяющиеся. По составу они бывают одиночные и двойные.
4. При однородных членах предложения могут быть слова или словосочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими.
3. Работа в паре. Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом
Он рощи полюбил густые, уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
Косая туча птиц заслонила и леса, и небо, и синеющую даль.
Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета.
Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и уходил куда-то в бесконечную даль.
№ предложения
Схемы
4
(и О,и О, и О)
2
( О и О, О и О)
1
(О и О)
3
( О, О, О, и О, и О, и О)
6
( О, и О, и О, и О )
5
( то О, то О, то О)
Самопроверка. «5»- 6, «4» - 4-5, «3» -3
III. Формирование новых понятий и способов действия.
- Сейчас мы вспомним правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами.
Работа в группе.
- Перед вами карточки с предложениями. Вам необходимо расставить знаки препинания, составить схемы и рассказать ми, соответствующее этим схемам.
1 группа
1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
3) Изредка попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие.
2 группа
1) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .
2) Широкие поля, бескрайние леса– наше богатство.
3) Трава, земля, крыши домов - все было покрыто белым налетом инея.
3 группа
1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.
2. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых – охраняется законом. 3. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглянуло несказанно радостным и привлекательным.
4 группа
1. Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом» или «краснолесьем». 2. К числу дичи принадлежат не только птицы, но и звери, так-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы.
3. В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули. Выступает спикер от каждой группы.
- На какую тему больше всего подобрано предложений? (на тему природы) - А какая проблема в мире является приоритетной и связана с природой? (проблема экологии, охрана окружающей среды) Да, эта проблема не только нашего государства, эта проблема мировая.
-Какое лексическое значение имеет слово экология? Экология 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.
IV. Закрепление материала.
Просмотр презентации. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить?
1. Работа с текстом.
1 группа:
Дуб - это царь древесного царства. Дуб совмещает в себе многие качества мужество и твердость силу и величие долголетие и защиту.
Он одиноко стоит в могучей красоте и шумит листвой. В нем неиссякаемая жизненная сила.
2 группа.
Березка - это девушка в беленом сарафанчике. Береза растет всюду в полях в лесах на лугу на склонах гор. На Руси вокруг дерева водили хороводы, наряжали лентами, пели песни.
Береза выделяется среди других деревьев не только нежностью, но и строгостью. Как прекрасны березовые рощи!
3 группа
В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение. Запечатлевая образ тополя в своих стихотворениях, поэты неизменно подчеркивают его очертания стройную осанку прямой силуэт устремленность в небо.
4 группа
Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Сосновые деревья так высоки, что даже при сильном ветре в лесу тихо и спокойно. Самый шквальный ветер в вышине не тревожит, а успокаивает человека, находящегося под сенью сосен. В сосняке бывает много грибов, ягод, орехов. Человек может жить в сосновом лесу месяцами и черпать вдохновение. Там хорошо думается, легко дышится. Сосна везде хорошо растет на песке и на болоте на скале и на равнине.
- Какова тема, идея?
- Найти предложение с обобщающим словом и построить схему.
1. Цифровой диктант. Работа в паре.
Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах, с однородными членами:
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.
Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.
Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.
Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.
Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.
Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу, придает состояние бодрости.
Все пересыхание рек, появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов. Исчезновение лесов вызвано невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.
Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины
Взаимопроверка.
Код: однородные члены предложения 1,2,4,7,9. Обобщающие слова при однородных членах: 3,5,6,8.
Помните:
Дерево, трава,
Цветок и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут
Уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни. Д. Родович.
- Какова идея стихотворения?
2. Составить предложения по схеме. Работа в группе.
3. Дифференцированные задания.
1. ТЕСТ
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?
1. Всё привлекало внимание щенка (1) и коричневый жук на песке (2) и пёстрая бабочка (3) пролетевшая над головой.
2. Запишите предложения, начертите схемы предложений. 1. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека. 2. Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена, почки. 3. Среди птиц, насекомых, в сухой траве - всюду чувствовалось приближение осени. 4. Озера и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи.
5. Луг, поле, деревья – все было покрыто снегом. 6. В лесах на лугах в поле всюду стали распускаться первые цветы.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание.
Составить 8 тестовых заданий или упражнение 275 (2).