Б?л саба?ым сіздерге ?найды деген ойдамын. Б?л саба? он бірінші сыныпты? та?ырыбы бол?анды?тан сіздерге ?найтын шы?ар. Б?нда негізінен белгілер мен бейнелер жайында болады. Б?л саба? о?ушыларыма да ерекше ?нады. ?йткені орыс тілінде белгілер мен бейнелер жайында білу ?рбір о?ушы?а ?найтынын білесіздер. Сонды?тан осы саба?ымды сіздермен б?ліскім келді.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знаки и символы. Язык как знаковая система. »
Урок 1. Русский язык . 11 класс Нургалиева Написа Кокеновна
Знаки и символы. Язык как знаковая система.
Белгілер мен бейнелер
Цели и задачи: повторить, закрепить понятия учеников об основных функциях языка, изученных в предыдущих классах; обсудить информацию, предложенную учебником, - «язык как знаковая система, как отражение картины мира»;
Развитиеязыкового чутья учащихся и чувство слова; формирование научного мировоззрения, лингвистической и коммуникативной компетенции;
совершенствовать навыки связной речи учащихся, навыки грамматических разборов.
Воспитаниеуважительного и бережного отношения к языку как особой науке гуманитарного направления.
Методические приёмы, используемые на уроке:
Знакомство с учебником «Русский язык» (с форзацем, содержанием и условными обозначениями), с авторами учебника. Обзорная беседа.
Лекция с элементами беседы по грамматической теме урока.
Запись опорных тезисов по выступлениям учителя.
Работа с текстами учебника «Язык как знаковая система», «Египетские иероглифы».
Грамматические разборы в рубрике «Готовимся к ЕНТ!».
Работа с ключевыми словами: речь, символ, звук; иероглифы, письменность.
Оборудование урока: дидактический материал, подобранный к теме урока; тема урока, афоризмы, предложения для разбора, спроецированные на уроке.
Тип:урок повторения, закрепления и получения новой информации; контроль имеющихся знаний учащихся.
Форма:коллективная, индивидуальная. Фронтальная форма опроса.
Методы: репродуктивный как основной метод, практический (выполнение грамматических заданий, конспект, тезирование основных положений; наглядный (использование ТСО…), метод самостоятельной работы учащихся.
I. Организационный.
Поздравление с началом учебного года. Перекличка. Знакомство с общей структурой учебника, курса за 11 класс. Слово учителя. Примерное содержание речи учителя.
Программа по русскому языку в 11 классе включает одну большую тему – «Синтаксис и пунктуация». В этом учебном году мы будем заниматься повторением синтаксиса словосочетаний, синтаксиса простых и сложных предложений. Почти все предлагаемые учебником темы известны. Акцент в этом году будем делать на подготовку к ЕНТ. И каждый урок русского языка будем начинать именно с этой рубрики, и будем заканчивать урок этой же рубрикой.
Учебник русского языка, авторами которого является, как вы уже заметили, Л.К.Жаналина, Н.Н.Шманова, является нашим помощником, спутником, направляющим нас в страну Знаний, в страну «выученных» и невыученных» уроков. На пути встретятся и такие темы, которых надо нам в течение года осилить, чтобы успешно подойти к сдаче ЕНТ.
Если перелистать страницы учебника, а вы уже, наверняка, это сделали, то, наверно, вы обратили внимание на форзацы, на условные обозначения (стр.2), на оглавление, что именно предстоит изучить нам за год, о котором я уже оговорила в начале своего выступления. Особо хочу обратить ваше внимание на приложение, в котором содержатся подсказки: как делать различные виды грамматического разбора. Далее идут списки условных сокращений (стр.359). Это фамилии авторов отдельных предложений, использованных в учебнике в качестве примеров и в упражнениях, даны сокращённо. А с условными обозначениями вы знакомы.
Также хочу ваше внимание акцентировать на страницы 302-363, где даётся перечень грамматических тем, которые, в свою очередь, разделены на блоки и определённые разделы. Например, в разделе II (стр.9) грамматические темы (морфемика, словообразование, синтаксис простого предложения) объединены одной лексической темой – «Суверенный Казахстан». Грамматические темы раздела III (синтаксис сложного предложения) объединены лексической темой – «Внешняя и внутренняя политика». И так далее… И что интересно: завершением лексической темы является речевая тема – «Выбор профессии». Думаю, что это не случайно. Как никогда, вы сегодня стоите перед сложным выбором: кем быть? Какую профессию выбрать, которой можно посвятить всю свою сознательную жизнь? Дело ведь не в том, что вы не знаете профессии, а в том, что вы ещё не знаете себя, свои возможности. Многие ещё не уловили задатки, талант, наконец, заложенные природой. Очень трудно вам, если вы совершите ошибку в этом направлении. То есть, не сможете определить свои возможности и пойдете туда, куда вам не следовало бы идти. Вы просто пройдёте мимо своей судьбы и будете жалеть об этом всю свою жизнь. Чтобы этого не случилось, вы должны работать над собой, точно определить, на что вы способны, что у вас лучше всего получается. Конечно, не хочется омрачать ваше будущее грустными фразами, но хочется вспомнить одну фразу великого русского писателя М.Горького, взятую из произведения «На дне». Один из героев произносит такую фразу, ставшую впоследствии афоризмом: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».
II. Лекция с элементами беседы о роли языка как знаковой системе, о роли языка в жизниобщества. Примерное содержание.
Итак, первые вводные уроки посвящены, как всегда, языку, являющемуся средством человеческого общения, отражением картины мира, мышления, национального характера любого народа. Из курсов русского языка предыдущих лет вам знакомы, известны многие явления, связанные с языком. Давайте вспомним некоторые моменты, фрагменты с уроков.
1. Как вы думаете, когда возник язык, самое чудесное явление, придуманное человечеством? И вследствие чего возник язык? В глубокой древности в процессе труда из потребности общения.
2. А что именно отличает человека от животных, у которых есть определённый навык, выработан какой-то инстинкт? Например, домашние животные легко реагируют на зов людей, в особенности своего хозяина и идут именно домой, а не в чужой дом. Словом, они выполняют все прихоти людей. Язык призван выражать понятия, которых нет у животных. Именно наличие понятии наряду с языком и отличает человека от животных.
3. Есть величайший секрет языка, придуманного людьми. Как вы думаете, в чём заключается этот секрет? Звуками языка можно не изображать, а обозначать предметы, чувства, действия…
Учитель.Да, вы правы. Язык появился как звуковой язык. Язык выражает мысль с помощью звуков, произносимых органами речи. Набор звуков может служить символом чего-то совершенно беззвучного. Получается интересный факт: звук мы произносим, который тут же исчезает. То есть звук растаял. Но этим звуком можно, например, обозначить камень – тяжёлый и твёрдый. То есть языковые звуки обладают способностью служить знаками предметов, которых мы можем видеть, запахов, которых мы ощущаем, движений, чувств…
4. Если язык появился в глубокой древности, то для чего он служил? Для чего понадобился древним людям язык? В древности слова объединяли людей в большие племена, помогали действовать сообща, делать орудия труда, которые помогали охотиться. Ведь было много опасностей. Древнего человека всегда преследовала опасность. Не было у них совершенного орудия, нормального жилья…
Учитель. В древней библейской легенде о Вавилонской башне рассказывается: бог, разгневанный тем, что люди строят башню, которая должна достичь неба, «смешал языки» - и башня осталась недостроенной. Мы теперь можем сказать, что совместный труд людей, не понимающих друг друга, стал невозможен. В древнем мире Вавилонская башня была символом разъединения людей. Насколько отлична от этого роль радио и телебашни: эти технические средства связывают современное человечество. С появлением спутников возможности общения становятся безграничными.
III. Запись в тетрадях основных положений.
1. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Он появился тогда, когда возникла потребность человеческого общения.
2. Язык призван выражать понятия, которых нет у животных. Именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных.
3. Язык появился в начальной стадии как звуковой язык.
4. Языковые звуки обладают способностью служить знаками предметов, которых мы можем видеть, запахов, которых мы ощущаем, движений, чувств.
IV. Словарная минутка. Задание: подобрать и записать однокоренные слова к словам:
Речь –1. Способность говорить. Говорение. Владеть речью. Безграмотная речь. Бедная речь.
2. Разновидность. Стиль языка. Устная и письменная речь.
3. Звучащий язык. Русская речь. Казахская речь.
4. Публичное выступление. Выступить с речью.
Однокоренные слова: речевой, речи.
Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. Голубь – символ мира. Якорь – символ надежды.
Ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры в стране пирамид, в Египте, возникла письменность. Древнегреческий философ Платон назвал память «великой и могущественной богиней». По мере накопления опыта и знаний эта «богиня» всё чаще подводила людей. И они поняли: чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую память, мысль бессмертной, сохранить для потомков материальные и культурные ценности, надо изобрести другую, более могущественную «богиню», сильнее человеческой памяти. И они изобрели письменность. И древние египтяне называли письмо «речью Бога». А греки эти символы назвали «иероглифами», что в переводе с греческого означает «священные, вырезанные». Запись слова в словарик.
Обратим внимание на информацию, данную в учебнике с помощью текста «Египетские иероглифы».
Поработаем с текстом учебника. Составление опорного тезиса с помощью моделирования учащимися вопросов и ответов. В начале идёт запись основных положений.
Мой вопрос
Основные положения. Тезисы. Ответы.
1. Когда возникла письменность?
В четвёртом тысячелетии до нашей эры.
2. Как называли древние египтяне письмо?
«Речью Бога».
3. Почему люди изобрели письменность, которую считали более могущественной «богиней», чем человеческая память?
Чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую память, мысль бессмертной, чтобы сохранить для потомков материальные и культурные ценности. Нужно было записывать речь.
4. Как греки назвали эти символы?
«Иероглифами»
5. Где вырезались эти иероглифы?
На стенах храмов и на колоннах, на статуях и гробницах.
6. Сколько, примерно, использовалось в начале иероглифов?
Около 700. Позднее их количество увеличилось до несколько тысяч.
7. Что они представляли с собой эти знаки?
Многие имели формы человека или животных, также других объектов природы и предметов, сделанных человеком.
8. В чём особенность этих знаков?
Писались и читались справа налево, реже – слева направо или сверху вниз.
2. Грамматические задания.
Анализ предложений первого абзаца. Списать, произвести пунктуационный анализ предложений.
Составить схемы предложений.
Определить часть речи каждого слова. Надписать. Определить виды, разряды, классы частей речи.
Цель заданий: повторить виды грамматического разбора – синтаксический; признаки частей речи. Проверить умения учащихся ориентироваться в словах, определять части речи. Подготовка к ЕНТ.
VI. Выводы по первому вводному уроку. Итоги. Подача домашнего задания.
- Назовите грамматическую тему, которую мы повторили.
- Какой лексической темой объединена эта тема? Знаки и символы.
- В чём заключается величайший секрет русского языка?