Класс: 7
Дата:
Тема урока:Синтаксис языка программирования.
Цель урока: сформировать представление о способах записи алгоритмов.
Задачи урока:
Образовательная:усвоить понятие программы, структуры программы на языке Pascal, алфавит языкаPascal, научить создавать простые программы на языке программирования Pascal.
Развивающая:развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.
Воспитательная:воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация и проверка знаний (8 мин)
- Изучение нового материала:
Теоретическая часть (35 мин)
Практическая часть (30 мин) - Итоги урока (13 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока.
Актуализация и проверка знаний.
На прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма и основами алгоритмизации. Давайте вспомним, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается, базовые алгоритмические структуры, что такое программа?
Теоретическая часть.
На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Basic, созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Далее изложение нового материала ведётся с помощью презентации <Приложение1>.
Слад 1. Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.
Слад 2. Но думать, что Паскаль - язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.): “Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач”. [2]
Слад 3. С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Pascal является мощным языком программирования.
Слад 4. Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру (это похоже на принцип ручных счетов). Машина Паскаля умела только складывать и вычитать.
Слад 5. Язык - система знаков. Язык ЭВМ (машинный язык) - двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.
Слад 6.
Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция.
- Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.
- Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.
Слад 7. Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания BorlandInternational. Она сумела создать знаменитуюTurbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.
Слад 8. В состав интегрированной среды входят:
- Текстовый редактор
- Компилятор
- Отладчик
- Справочная система
- Среда выполнения программы
Слад 9. Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов.
Алфавит языка Pascal включает:
- все латинские прописные и строчные буквы
- арабские цифры (0 – 9)
- символы + - * / = <>,. ; : ’ _ ( ) { } и др.
- служебные (зарезервированные) слова
Слад 10. Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).
Служебные слова делятся на три группы:
- операторы (READ, WRITELN и др.)
- имена функций (SIN, COS и др.)
- ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)
Слад 11. Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:
- Заголовок программы
- Раздел описаний
- Тело программы
Слад 12.
PROGRAM имя;
Const; - раздел констант;
Var; - раздел переменных;
BEGIN
оператор 1;
оператор 2;
….
оператор n-1;
оператор n;
Readln
END.
Комментарий:
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.
В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания).
Далее идёт раздел описаний. Например - раздел описаний констант начинается со служебного (ключевого) слова Const; переменных - со служебного (ключевого) слова Var.
После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. За ними оператор Readln будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения программы. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.
Слад 13.
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода.
Слад 14.
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.
Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.
Имеет вид:
- READ(а,b,.)
- READLN(а,b,.,), где а,b,. - имена вводимых переменных
- READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Слад 15. Для вывода информации на экран используется оператор WRITE.
Имеет вид:
- WRITE(а,b,.)
- WRITELN(а,b,.), где а,b,. - список выводимых констант, переменных, выражений.
Слад 16. Примеры:
- WRITE(2*2) - выводит на экран: 4
- WRITE(‘2*2=’) - выводит на экран: 2*2=
- WRITE(‘2*2=’, 2*2) - выводит на экран: 2*2=4
Слад 17. Знакомство с средой программирования.
Слад 18. Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение двух целых чисел:
Program p1;
Var a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}
Begin
WriteLn('Введите два целых числа через пробел');
ReadLn(a,b);
с:=a*b;
WriteLn('Их произведение равно ', с);
ReadLn
End.