ГУ «Петровская СОШ»
Имя существительное
( урок повторения и обобщения знаний )
Зима
Подготовила:
учитель начальных классов
Оспанова А.К.
2012 г.
Тема: Повторение по теме «Имя существительное».
Лексическая тема: «Зима».
(урок русского языка во 2 классе)
Цель: повторение и обобщение знаний об имени существительном.
Задачи:
обобщить знания детей об имени существительном, его морфологических признаках;
совершенствовать умение находить в тексте имена существительные, определять его морфологические признаки;
повторить знания учеников по теме «Фонетика»;
развивать речь, внимательность, словарный запас, творческое и логическое мышление;
создавать условия для воспитания любви к природе, интерес к изучению предмета.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах..
Методы: словесный, проблемный, частично – поисковый, наглядный, практический.
Элементы НПТ: стратегия критического мышления - «мозговой штурм», составление карты ассоциаций, синквейн;
технология проблемно – модульного обучения - создание проблемной ситуации;
технология развивающего обучения - логические и творческие задания;
игровые технологии – игровые ситуации.
Оборудование:
иллюстрации «Природа зимой»;
образец написания букв Зз;
карточки для таблицы «Морфология»;
карточки для самостоятельной работы;
карточки со словами для игры «Какой род?».
Психолого – педагогический настрой.
Загадка:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасив все витрины? ( Зима )
Составление карты ассоциаций.
На доске составляется карта ассоциаций к слову: зима.
Иллюстрации «Природа зимой».
Минута каллиграфии.
З з; характеристика звука.
Написать однокоренные слова к слову «зима».
( зима, зимушка, зимний ).
Задание по данным словам:
Разбор данных слов по составу;
Фонетический разбор слова «зима».
Логическое задание.
Найти лишнее слово ( зимний ). Почему?
Какие еще знаете части речи?
Ситуация ошибок.
Составление таблицы «Морфология».
На переносной доске прикреплены карточки с названиями частей речи. Таблица составлена с ошибками. Задание – расставить карточки правильно.
служебные
морфология имя прилагательное
глагол союз
предлог самостоятельные
имя существительное
Актуализация опорных знаний.
Игровая ситуация «Да - нет».
Имя существительное – служебная часть речи.
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Имена существительные бывают неодушевленные и одушевленные.
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?
Имена существительные изменяются по числам.
Существительное «школа» - единственного числа, «школы» - множественного числа.
Существительные по своему значению бывают нарицательными и собственными.
Нарицательные существительные пишутся с большой буквы.
Имена существительные бывают трех родов.
К существительным женского рода можно подставить слова она, моя.
Упражнение «мозговой штурм».
Составить рассказ о слове «зима» как о имени существительном.
( Зима – это имя существительное, отвечает на вопрос что? неодушевленное, нарицательное, единственного числа, женского рода ).
Практическая работа.
Подбор существительных – неодушевленных и одушевленных – по теме «Зима».
Устная работа:
Что? Зима, снег, мороз, буран, метель, санки, лыжи, коньки, шуба.
Кто? Снегурочка, Дед Мороз, снегирь, синица.
Письменная работа.
Работа по учебнику – упр. 462 – выписать по 3 одушевленных и неодушевленных имен существительных
Изменение имен существительных по числам.
Самостоятельная работа - по карточкам.
В карточках в один столбик записаны слова – существительные в единственном числе.
Задание: во втором столбике записать слова во множественном числе.
Коллективная работа.
Работа по учебнику – упр. 465 – выписать существительные в единственном числе.
Определение рода имен существительных
Игровая ситуация «Какой род?» - устная работа.
Дети получают карточки со словами – необходимо слова распределить в группы по родам: зима, снег, мороз, буран, метель, вьюга, снегирь, синица, пальто, небо, солнце.
Домашнее задание: повторить правила о имени существительном в учебнике с. 166 – 178.
Итог по лексической теме.
Чтение «за лидером» текста «Зимний лес» И. Соколова – Микитова ( упр. 470 ).
Рефлексия.
Составление синквейна «Существительное».
( коллективная работа )
Существительное.
Неодушевленное, нарицательное.
Изменяется, обозначает, отвечает.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
Главное слово.