Живые и мертвые языки | 1-2 Слушание, чтение Звучащий текст. Чтение учителем, чтение «цепочкой» Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради. Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белыхкрошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения. Развивается человек - развиваются его отношения с миром,с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор... Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневнойречи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было. Задание 1. Прослушай текст и ответь на вопросы Критерии успеха Правильный ответ 2-3 – цель достигнута; ответы 1 – стремится к достижению цели Понимание лексического значения слова . - Как называются новые слова? (Неологизмы.) - Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский?(Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» — слово.) Критерии успеха:полный ответ– цель достигнута Неполный ответ - стремится к достижению цели Определение основной мысли текста. Живые и мертвые языки Языки Я говорю на русском и немецком, неплохо объясняюсь, спокойно читаю и сносно пишу на английском, и если очень сильно напрячься, смогу с толком применить шесть лет школьного французского. Я считаю, что книги нужно по возможности читать в оригинале и в своё время потратила 23 страницы курсовой на то, чтобы поведать своей учительнице по немецкому, что переводы - это зло. Но это другая история, и единственное что стоит заметить – моё отношение к Гамлету с тех пор уже не было таким как раньше. Так вот, языки. Когда-то давно я пыталась выучить египетские иероглифы. Чуть позже выучить японский. Затем латынь. Ни одно из этих начинаний не привело к чему-либо существенному. Родители одновременно гордились и безнадёжно трясли головой, узнавая о моей очередной интеллектуальной пассии. (Кстати желание выучить латынь ещё вполне может исполниться, если я смогу таки поступить на медицинский.) Когда ко мне пришло осознание того, что мёртвые языки лучше оставить в заслуженном покое я с удвоенной силой набросилась на совершенствование языков доступных мне. Оценки улучшились. Прочитав «Приключения Норби» Азимова я впервые столкнулась с идеей-мечтой об изучения иностранных языков с помощью техники за минимальные сроки. Подключаешься к компьютерной программе и скачиваешь на свой мозг всю необходимую информацию. Мне было лет десять, и уже тогда я отнеслась к этому концепту с чем-то, сродним презрению. Слишком просто, слишком доступно. Пропадает эксклюзивность знаний, интерес. Меня восхищает тот факт , что один и тот же предмет на разных языках называется по-разному. Помните Гэндальфа из «Властелина»? У каждого народа было для него имя, и каждое несло свой, совершенно отличный от других смысл. Для одних он был «Другом», для других «Мудрым» для третьих «Вестником бед». А Гэндальф, Гэндальф то был один единственный. Так же и с языками. Видя перед собой стол можно подумать «стол» или «der Tisch» или «the table» или «la table» или как-то ещё. С одной стороны, стол остаётся при этом столом, но с другой, каждый эквивалент названия это как будто бы грань одного целого. Но это не совсем мои мысли, большей их частью я обязана некой Hannah Arendt. Несмотря на то, что школа закончена и за сделанные домашние задания и правильную грамматику уже не ставят оценок, я надеюсь, что не разучусь думать, знать и стремиться к знаниям и совершенствованию. |
Критерии успеха Определил и аргументировал основную мысль правильно– цель достигнута Была попытка ответа - стремится к достижению цели Разнообразие словарного запаса. Задание 4Составить устное высказывание на тему:«Необходимость знать историю мертвых языков» Критерии успеха: Высказывание было составлено из 12-15 предложении, в котором были использованы слова синонимы, неологизмы, научная терминология – цель достигнута Высказывание было составлено из 6-8 предложении, в котором в малом количестве были использованы слова синонимы, неологизмы, научная терминология – стремится к достижению цели Пересказ прослушанного текста. Задание 5 Кратко перескажи текст, выделяя основную мысль текста Критерии успеха: Пересказал текст, смог правильно выделить основную мысль – цель достигнута Затрудняется пересказывать текст, затрудняется пр выделении основной мысли текста– стремится к достижению цели Участие в диалоге. Задание 7. Составьте диалог на тему «Проблемы совершенствования языка в современном мире» Учащиеся в парах задают друг другу вопросы: Критерии успеха: Диалог составлен из 8-9 реплик– цель достигнута. Составлен из 5-6 реплик,не смог ответить на все вопросы – стремится к достижению цели. Письмо Соблюдение орфографических норм. Задание Несм…тря на то, что школа закончена и за сдела…ые домашние задания и прав…льную гра…атику уже не ставят оценок, я надеюсь, что (не)разучусь думать, знать и стремит…ся к знаниям и с…вершенствованию. . Критерии успеха Орфограммы все были вставлены правильно– цель достигнута Допустил 3,4 ошибки - стремится к достижению цели Соблюдение пунктуационных норм. Задание 11. Определить тип сложноподчиненные предложения . _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Критерии успеха Определил правильно тип предложения – цель достигнута Не определил - стремится к достижению цели д/з подготовить небольшое сообщение «Живой, как жизнь»
|