«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
Урок русского языка в 4 классе на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
Цель:
Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом И.
Развивать учебно-информационные умения и коммуникативные навыки.
Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык, презентация, раздаточный материал, рисунки-лица для эмоциональной оценки работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» »
Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
Цель:
Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом И.
Развивать учебно-информационные умения и коммуникативные навыки.
Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык, презентация, раздаточный материал, рисунки-лица для эмоциональной оценки работы на уроке.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы учимся на отлично,
У нас все получится.
Работа в тетради. Словарная работа.
Начнем наш урок с записи числа Двадцатое октября. Для этого откроем тетради. Записываем число, классная работа. Сейчас я приготовила для вас загадки, попробуем их разгадать.
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной.
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной…
Побывал везде на свете
Озорной, веселый… (Ветер)(Ветреный)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый… (Апельсин)(Апельсиновый)
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые … (Облака)(Облачный)
Каждый день роняет листочек
А как год пройдет –
Последний лист отпадет. (Календарь)(Календарный)
От него – здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)(Молочный)
На её листочках
И цифры есть и буквы в строчку.
Листочки в клетку и в линейку,
Писать в ней ровно ты сумей-ка! (Тетрадь)(Тетрадный)
Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждёт носильщик, тут как тут.
И повсюду – слева, справа
Пассажирские составы. (Вокзал)(Вокзальный)
Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной –
Увлекательный … (Хоккей)(Хоккейный)
Образуйте от имен существительных имена прилагательные и запишите их, выделяя орфограммы.
Сверьте свою работу по доске.
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
А)Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):
Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.
Подчеркните грамматическую основу.
Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).
Б) Прочитайте предложения на доске:
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
Что можете сказать об этих предложениях?
Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа).
Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)
Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема: [ ], и [ ].
Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).
Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)
Изучение нового материала.
А) Составление алгоритма «Постановка запятой между частями сложного предложения».
Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)
А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложно предложении.
Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.
Б) Проверка работы в группах:
Какой первый шаг? (Найти грамматическую основу)
Какой второй шаг? (Определить, сколько частей в данном сложном предложении)
Третий шаг? (Найти союз, который связывает части сложного предложения)
Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую)
Перейдем к выполнению упражнений.
Физминутка.
Применение знаний.
Работа по учебнику.
Работа в группах. Разделимся на группы. Даны предложения на доске, прочитайте предложения, подберите подходящий по смыслу союз, расставьте знаки препинания:
Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет. (а)
Летучая мышь днём спит … ночью летает. (а)
Листья на деревьях уже пожелтели … осень ещё не вступила в полную силу. (но)
Мальчик был очень слабый … смелый. (но)
Надо, надо умываться по утрам … вечерам. (и)
А сейчас выполним тест на закрепление.
1. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Я кормил кролика хлебом травкой морковкой, капустой.
Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой капустой.
Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой, капустой.
2. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
У меня дома живут кот, и собака.
День стоял пасмурный, но теплый.
Не купайся и не ныряй, в незнакомых местах.
3. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Зазеленели поля, луга и леса.
Наша речка была не глубокая а мелкая
Делай сам что-нибудь, и помоги нам.
4. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Собачка маленькая но злая.
Ночью сильнее пахнут и мята, и полынь и ромашка.
В зоопарке я видел жирафа, медведя, лису и носорога.
5. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Рабочие трудились днем, и ночью.
Иди гуляй но сначала помоги маме по хозяйству.
Во время салюта небо расцветает желтыми, красными, зелеными букетами огней.
6. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Мальчики увлекались не охотой, а рыбалкой.
У меня есть чай ,и кофе.
Белки питаются и желудями и орехами и грибами.
7. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
Цветок издавал не резкий а нежный запах.
Мой брат увлекается туризмом и, рыбалкой.
Птичка сидела на кормушке и клевала зерно.
Итог урока.
Давайте подведем итог работы на уроке.
Какую поставили цель на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в сложном предложении).
Достигли цели?
Какая тема урока была?
Что вы знаете о сложном предложении?
Смогли мы быть с вами внимательными, работоспособными?
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
На листочках нарисуйте себя и своё настроение.
А у меня после урока хорошее настроение, потому что вы работали хорошо и порадовали меня своими знаниями, и я поставлю такие отметки…