Урок развития речи в 5 классе
Тема: Написание заметки о том, как учились писать заметку.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что вы там видите? (Мир.) Существует такое мнение: «Окно в мир можно закрыть газетой». Как вы понимаете значение этого выражения? (Можно по-разному воспринимать это высказывание: зачем закрывать всего лишь газетой прекрасный мир? Или: как здорово, что такой многообразный мир может отразиться, уместиться на страницах газеты!)
Учитель: Вы читаете газеты? А ваши родители? А где ещё в нашем современном мире вы можете узнавать новости, находить необходимую информацию? (Интернет.)
-А где мы сможем всё узнать о нашем городе, о нашей школе? (На сайте города, на сайте школы).
-Интересно ли вам читать о ваших друзьях, знакомых, родственниках? А почему? Что вы при этом чувствуете? А хотели бы вы, чтобы вас узнали, услышали, поняли ваши родители, друзья, жители города, а может быть и весь мир? А зачем вам это? Какие эмоции вы испытываете, когда вас замечают, о вас говорят? - Сегодня вам дал задание Кайрат Маратович. (На слайде: написать и разместить на сайте школы заметку об открытом уроке.) Представляете, вам сегодня предоставляется возможность повысить имидж школы, поделиться с другими ребятами и взрослыми, побыть репортёрами и создать собственный текст. Ну что, выполним задание директора?
- А что же такое заметка? Давайте подберём однокоренные слова к этому слову. (Ребята называют, на слайде высвечиваются. Работа с этими словами).
3. - Сейчас мы выйдем на сайт нашей школы и посмотрим, какие заметки размещают там ученики, но прежде посмотрите на заголовок одной из заметок. (На экране: Гостеприимная Литва). О чём пойдёт речь в этой заметке? (Предположения учащихся). (Читает учащийся заметку.) А какой бы вы дали заголовок этой заметке? (Работа с заметкой на сайте.)
- Как вы думаете, кому адресована эта заметка? (Сверстникам, взрослым).
- Что самое первое указано в заметке? (Заголовок.)
- Что вы узнали, прочитав эту заметку? (Какое мероприятие описывается).
- А на какие ещё вопросы отвечает заметка? (Где? Когда?)
- А по объёму какая заметка? (Небольшая).
- Какой вывод можно сделать? Как строится заметка? (Заметка строится по каким-то определённым правилам. Такие правила называются алгоритмом). Я предлагаю вам самим составить такой алгоритм – памятку по написанию заметки. (Работа со второй заметкой на сайте школы – без заголовка, которую читает ученик, и параллельное составление памятки.)
- Итак, чтобы написать заметку, что мы должны сделать сначала? (Определить событие, о котором стоит написать, придумать заголовок. Что?)
- Событие есть, заголовок тоже, что делаем дальше? (Узнать всё самое главное, уточнить факты.)
- Как действуем дальше? (Указать дату, место действия. Когда? Где? Назвать участников события, дать им краткую характеристику (если это важно).
- И чем заканчиваем работу? (Описывая событие, оценить его, высказать свое к нему отношение).
- Что мы сейчас сделали? Составили памятку по составлению заметки. Найдите у себя под нетбуками подготовленные для вас памятки, ими вы будете пользоваться при составлении заметки.
5. - Представьте, что вы вышли на сайт и перед вами несколько незнакомых заметок, имеющих вот такие заголовки, какую вы прочтёте первой? (На слайде несколько заголовков: «?», «Город готовится к зиме», «Вилами по воде писано», «100-летие со дня рождения В. И. Муравленко», «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой»). Почему? (Ту, у которой интереснее заголовок). (Слайд о заголовке.)
6. - Мы подошли к самой ответственной части нашего урока – составлению заметки. С чего вы начнёте? (С определения события – открытый урок, на котором учились писать заметки).
- На какой вопрос, содержащийся в заметке, вы ответили? (Что.)
- Как действуем дальше? У вас есть необходимая информация по этому событию? Работайте по составлению этой части заметки. Прочтите, что у вас получилось? (Учащиеся зачитывают.)
- Что сделаете следующим этапом? (Ученики заканчивают работу, подписывают и читают несколько получившихся заметок, параллельно высвечиваются на экране. Если необходимо, корректируем.)
7. - Ребята, прочтите ещё одну заметку со школьного сайта. (Читает учащийся).
- Скажите, выдержан ли алгоритм построения заметки? (Отсутствует ответ на вопрос: Когда? Отсутствует автор.)
- Что мы можем рекомендовать автору этой заметки? (Добавить недостающую информацию).
- А давайте поможем ему. (Учащиеся дополняют заметку).
Рефлексия:
- Чему мы сегодня учились?
- Чему научились?
- Чему ещё будем учиться?
- Я хочу высказаться…
Д/з: Ребята, дома прочитайте свои заметки родителям, узнайте их мнение, исправьте орфографические и пунктуационные ошибки, откорректируйте содержание. Мы продолжим работу над заметками, вы сами отберёте лучшую для размещения на сайте школы, и каждый получит отметку.
Анализ урока развития речи «Заметка о том, как мы учились писать заметку».
Занятие было нацелено на развитие метапредметных результатов согласно новых ФГОСов. Мною была поставлена задача: научить обучающихся составлять заметку для использования её как форму культурной коммуникации. Данная дидактическая задача непосредственно нацелена на формирование метапредметного результата, отображённого в новых ФГОСах – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
В ходе занятия была создана проблемная ситуация, что способствовало познавательной мотивации. Решая проблемную ситуацию, обучающиеся сами сформулировали цели занятия и определили тему. Причём тема была сформулирована как проблема, способ решения которой надо найти.
На занятии главным видом деятельности обучающихся была самостоятельная работа. Используя нетбуки, мы приблизили учебное занятие к реальной ситуации написания заметки. При этом использовались способы деятельности:
- работа с текстом,
- анализ прочитанного текста,
- смысловое чтение,
- составления алгоритма,
- работа по алгоритму.
Задания, которые я предлагала ребятам, носили проблемный характер, их способ выполнения надо было найти. В ходе занятия ученики задавали вопросы по своей инициативе. При возникновении затруднений я задавала ребятам наводящие вопросы.
Для активизации познавательной активности я использовала вопросы рефлексивного характера, что напрямую связано с дидактической задачей занятия.
Оценивание осуществляла в течение урока, оценивала соответствие результатов поставленным целям. Домашнее задание дала с подробным инструктажем по его выполнению.