-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с заглавной буквой З;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
Этап урока /учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Самоопределение к деятельности | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. | Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляю ситуацией самооценки.
-Ребята, сейчас урок русского языка. Вам необходима тетрадь по письму, конверт с элементами букв, дневник, пенал. Проверьте и оцените свою готовность. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -эмоциональный настрой на урок. Высказываются о своей готовности - Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, конверт с элементами букв, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. - Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке? Переложите закладку на следующую страницу. -Рассмотрите страницу, определите, какой будет урок (тип урока). Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения. -Ребята, прочитайте слово. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это слово? (открываю запись на доске Зина) Почему? | Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы. -Мы научились писать строчную букву з. -Выполняют задание, рассматривают страницу. Пробуют определить тип урока. -Сейчас будет урок открытия нового знания. Читают слово. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную букву З) |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | -Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением) - Я согласна, Тема урока «Письмо заглавной буквы З». Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной буквой З) Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. - В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? -Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать заглавную букву З. Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной буквы З) - Будет ли полезным новое знание (умение)? -В чём ценность (польза) нового знания и умения? Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. -Рассмотрите страницу 27, составьте план действий. Предлагаю обсудить формы работы -Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе? Предлагаю обсудить критерии. -Что мы будем оценивать в течение урока? -Что значит «аккуратно?» -Поднимите руку, кто настроен только на успех. -Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи! Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики | Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками. -Тема урока «Заглавная буква З» Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. -Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имя Зина, потому что правильно писать заглавную букву З я еще не учился. С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу. -Наша цель: научиться красиво и правильно писать заглавную букву З. -Если научимся писать заглавную букву З, то сможем писать разные имена, начало предложения. -Сможем написать имя Зина. Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой З. Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт -Мы выполним задание Выберем нужные элементы Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения. Поработаем в парах. Подумаем и выполним задание. -Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву. -Все вместе напишем букву под счет. -Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания. -Это значит «Ах, как красиво!», Ах, как хорошо! -Реагируют на призыв учителя. |
4. Решение учебной задачи | Сформулированные особенности заглавной буквы З, способ (алгоритм) написания буквы | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы З | Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий -Какое первое действие? Найдите и рассмотрите задание -О чём обязательно нужно помнить? -Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания. Организую ситуацию текущей самооценки -Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки? Организую ситуацию анализа буквы. -Рассмотрите заглавную букву З. -Из скольких элементов она состоит? -Как называются эти элементы? В парах выберите нужные элементы и сконструируйте заглавную букву З. Используйте «ключ» для проверки. Организую ситуацию текущей оценки. -Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали? Физминутка. Самоконтроль посадки. -Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву З? Составим алгоритм написания буквы З. -Прочитаем, как пишется буква под счёт. Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме. Организую ситуацию текущей оценки. -Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно. -Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма. | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. Находят нужное задание. Высказываются о его пользе - Это задание помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше. -Необходимо проверить посадку, положение тетради. Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки). -Подают сигналы. Рассматривают, анализируют букву. -Буква З состоит из двух правых полуовалов. Выполняют задание в парах. Выбирают элементы и конструируют букву. Проговаривают ход выполнения задания. -Мы работали дружно, я нашел верхний элемент, а ….-нижний элемент. По «ключу» проверили работу. Находят и рассматривают букву. Определяют алгоритм написания буквы. -Начинаем писать верхний полуовал, потом напишем нижний полуовал. -Нужно писать букву сверху вниз. Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-два-и З Пишут букву под счёт с проговариванием учителя. -Выполняют самооценку. Подают сигнал. Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм –и-раз-и-два-и |
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму написания буквы З | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы. Предлагаю следовать далее по плану. -Какое действие нашего плана нужно выполнить сейчас? -Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт. Организую ситуацию оценки и взаимооценки. -Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву. -Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву. -Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали? -Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой. Гимнастика для снятия усталости глаз. | Проговаривают следующее действие. -Нужно написать букву З под счёт в рабочей строке. Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах. В парах осуществляют взаимопроверку. Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку. -Подают сигналы. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять алгоритм написания буквы З в слогах | Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок | Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы. Предлагаю написать букву З в слогах, используя верхнее и нижнее соединения. - Прочитайте и напишите слоги с заглавной буквой З, обратите внимание на соединения. Организую ситуацию текущей самооценки. Предлагаю вернуться к имени Зина. -Сможете ли вы теперь написать это имя уверенно правильно, красиво? | Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль. Осуществляют самооценку действий. Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников. -Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имя Зина, потому что научился писать заглавную букву З. |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки | Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки | Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения. -Напишите имя Зина, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Помните, ЧТО вы будете оценивать. Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы в соответствии с критериями. -Что будем оценивать? -Оцените свою работу по цветовой шкале. Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый. Не справился, не доволен собой – красный. -Объясните свой выбор оценки. -Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе? Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. | Выполняют предложенное контрольное задание. Пишут имя Зина, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль. Называют критерии оценки. В тетради, а после в дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки по критериям) Комментируют самооценку. Поднимают руки. отмечают самооценку (закрашивают клетку нужным цветом). |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой? -Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? -Каким образом вы научились писать заглавную букву З? -Пригодилось ли новое умение? Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность? - Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее! На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква З. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен. | Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. -Тема урока «Заглавная буква З» -Мы научились писать заглавную букву З правильно и красиво. -Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах. -Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе. -Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен! |