Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных, создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
- углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных;
- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку.
- Карточки для индивидуальных заданий с видоизмененным текстом.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык», 2 класс.
Автор учебника: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Оргмомент | Учитель приветствует учеников. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? - Если вы готовы, продолжим наш урок! | Ученики приветствуют учителя. Дети садятся на свои места | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
2. | Актуализация знаний | 1)Минутка чистописания. - Прочитайте слова (слайд 1): Серпухов, Светлана, столица, Серпейка, страна, Сергеевич, собака, Стрелка. - Назовите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она чаще всего встречается в словах, которые вы сейчас читали. Догадались? - Молодцы! Правильно – это буква «с». - Охарактеризуйте звук, который обозначает букву «с» в данных словах. - Из скольких элементов состоит заглавная буква, строчная буква? - Напишите 2 раза заглавную и 2 раза строчную буквы, продолжите чередование до конца строки. - А кто из вас знает, что такое Серпейка? - Это небольшая речка, которая протекает в нашем городе. Она огибает наш город в виде серпа, отсюда и получила свое название. А имя нашего города произошло от названия этой реки. - Кто из вас может ответить, что означает слово «Стрелка» и почему оно написано с заглавной буквы? - Стрелка – это кличка собаки-космонавта, которая впервые полетела в космос и вернулась на землю вместе с собакой Белкой. - Запишите эти слова на букву «с» в тетради. 2) Актуализация опорных знаний. -Для чего нужна заглавная буква? -А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек? - Молодцы! Подчеркните буквы, имен собственных в словах, которые вы написали в тетрадях. - А теперь сделайте самопроверку и проверьте слова, в которых нужно было подчеркнуть буквы (слайд 2).Оцените свою работу знаком +. |
Учащиеся читают слова.
Ученики отвечают на вопрос учителя. Характеристика звуков в указанных словах. Пропись букв и слов под контролем учителя. Правильная посадка при письме. Ученики называют свои варианты ответа на вопрос Объяснение значения и правописания слова Ученики выполняют задание Ученики формулируют правило Это имена собственные Учащиеся подчеркивают буквы в словах Дети проверяют и корректируют записанные слова | Фантазия, гибкость ума Построение речевого высказывания. Контроль и коррекция Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Прогнозирование, преобразование модели с целью выявления общих законов Коррекция, самооценка |
3. | Самоопределение к деятельности | - Послушайте стихотворение. Обычная буква выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! - Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока? | «Заглавная буква в написании имен собственных» | Вдохновленность, фантазия, гибкость ума Структурирование знаний |
4. | Физкультминутка | - А сейчас подошло время немного отдохнуть и поиграть. Учитель показывает движения разминки: - Если слово пишется с большой буквы – вы поднимаете руки над головой и хлопаете, если с маленькой – делаете наклон вперед и вращаете кистями рук. Итак начнем: Москва, ученик, река, Саша, город, Жучка, столица, Павлович, Серпейка, улица, имя, страна, Тула, Сидоров, фамилия, Серпухов, деревня, Мурка, Ока. - Молодцы! Хорошо отдохнули и размялись. | Учащиеся выполняют комплекс разминки. | Релаксация |
5. | Изучение нового материала: фиксирование затруднения, поиск решения | - Ребята, а теперь вас ждет одно интересное задание. Вы готовы проверить свои знания? - Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы (слайд 3). девочка …оза, весенняя роза; воздушный …арик, щенок Шарик; Тихий океан, …ихий ребенок; котенок …ушок, белый пушок. - А теперь поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку (слайд 4). Оцените работу знаком +. девочка Роза, весенняя роза; воздушный шарик, щенок Шарик; Тихий океан, тихий ребенок; котенок Пушок, белый пушок. - Скажите, почему слова одинаковые, а пишутся по - разному. Какой можно сделать вывод? -Прочитайте задание упр. 102 в учебнике. Выполните его работая в паре, комментируя по очереди друг другу написанное. - В каких случаях возникли затруднения, в чем нужна помощь? - Сейчас вам предстоит выполнить новое задание (слайд 5). Прочитайте слова: Иванов, Москва, Ирина, Волга, Петров, Вера, Сидоров, Дон, Протвино, Сочи, Михаил, Днепр. - Сгруппируйте слова по группам. - Запишите их в тетради и составьте с одним из этих слов предложение, запишите его. - Подчеркните заглавные буквы в своем предложении. - Давайте проверим, какие буквы вы подчеркнули. - Молодцы! Продолжим работу. | Учащиеся настраиваются на работу. Ученики пишут словосочетания Дети анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ. С маленькой буквы записывали нарицательные существительные, а с заглавной – собственные. Учащиеся в паре подбирают подходящие по смыслу буквы, выделяют главные члены предложения, ставят к ним устно вопрос,подчеркивают подлежащее и сказуемое. Дети проверяют и корректируют выполненное задание. Дети распределяют слова в необходимые группы (фамилии, имена, города, реки). Индивидуальные ответы детей Первые буквы в предложении и в имени собственном | Саморегуляция Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Контроль, коррекция, оценка Осознавать необходимость нового знания, добывать новые знания из различных источников,перерабатывать информацию для получения результата Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Контроль, коррекция Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Контроль, коррекция |
6. | Закрепление изученного, включение в систему знаний. | - Я думаю, что сейчас вы сможете выполнить самостоятельно еще одно задание? Дифференцированное задание: -Сейчас мы продолжим вспоминать наш город и вам предстоит рассказать о нем. -Возьмите карточки с заданиями, в них 3 номера. Задания нужно выполнить в своих тетрадях. Я уверена, что вы с ними справитесь! I. Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные. Я живу в Подмосковном городе … . У нас в городе протекают крупные реки … и … . II. Письменно ответь на вопросы: - Какие улицы есть в нашем городе? - На какой улице находится наша школа? - Имя какого героя Советского Союза носит наш парк культуры и отдыха? Слова для справок: Ворошилова, Лебедева, Чехова, Танкистов, Олега Степанова, Советская, Лермонтова, Георгия Жукова. III. Спиши предложения, исправив ошибки. Серпухов находится на границе московской области и граничит с тульской и Калужской областью. Основателем города является князь владимир андреевич Храбрый. -Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведем взаимопроверку (слайд 6-8). Оцените работу знаком +. I. Я живу в Подмосковном городе Серпухове. У нас в городе протекают крупные реки Ока и Нара. II. В нашем городе есть улицы: Ворошилова, Чехова, Советская, Лермонтова. Наша школа находится на улице Центральная. Наш парк носит имя героя Советского Союза Олега Степанова. III. Серпухов находится на границе Московской области и граничит с Тульской и Калужской областью. Основателем города является князь Владимир Андреевич Храбрый. | Учащиеся настраиваются на работу. Ученики выполняют задания в тетради и, в дальнейшем, сверяют запись с образцом на доске, оценивают работу. Дети проверяют и корректируют выполненное задание и оценивают работу. | Саморегуляция. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Коррекция, оценка. |
7. | Физкультминутка | Учитель показывает упражнения на зрительную релаксацию. | Учащиеся проводят физкультминутку на расслабление зрительных мышц. | Релаксация |
8. | Итог урока | - Ребята! Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо работали. Последнее вам задание. - На карточках написан текст. Зачеркните лишнюю букву. Речку назвали (Л,л)ось. За речкой (Д,д)еревня (Д,д)убки. Там на (У,у)лице (М,м)ира живут (И,и)горь и (Л,л)юба (О,о)рловы. У (И,и)горя есть (С,с)обака (Ж,ж)учка. У (Л,л)юбы – (К,к)ошка (С,с)нежинка. Ребята любят животных. - Проверьте работу по тексту (слайд 9), оцените знаком +. Домашнее задание (на доске): упр. 103. - Какие знания мы сегодня получили? - Для чего нам эти знания? - Где они нам могут пригодиться в жизни? Фамилии, отчества, клички, имена, Реки, озера и моря, Страны, деревни, города, Все с заглавной буквы Пишутся всегда! Это нужно запомнить, раз и навсегда! | Учащиеся настраиваются на работу. Учащиеся выполняют задание и, в дальнейшем, сверяют запись с образцом на доске, оценивают работу. С заглавной буквы нужно писать: начало предложения; фамилия, имя, отчество людей; все географические названия.
| Саморегуляция Анализ объектов с целью выделения признаков (имена собственные, нарицательные) Умение обозначать свое понимание или непонимание вопроса. |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Вы сегодня молодцы! Благодарю за работу на уроке! В тетрадке на полях оцените себя: зеленый кружок – если все было понятно, с заданиями справлялись без затруднений; желтый кружок – если не все было понятно и некоторые задания вызывали затруднения; красный кружок – если вам было неинтересно на уроке, а задания были сложными. -Кто желает продолжить предложения (слайд 8) Сегодня на уроке я … Я могу похвалить себя за … До этого урока я не знал… Мне было интересно узнать, что… - Урок окончен! Всем спасибо! | Дети рисуют круг и закрашивают его в определенный цвет Дети дают оценку своей работе, индивидуальные ответы учащихся.
| Рефлексивное мышление |