Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
I. Орг. момент Цели: Проверить готовность детей к уроку | Доброе утро,Влад У нас урок русского языка. Проверь свою готовность к уроку. Как ты думаешь, что пригодится нам для успешной работы на уроке? А ещё нам пригодится хорошее настроение. Слайд 2 Поэтому улыбнись мне. Покажи, как красиво ты научился сидеть на уроке. Открой тетрадь и запиши число. 1) Словарная работа. Загадка. Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. | | Ученик высказывает своё мнение |
II. Актуализация знаний. Повторить знания об имени существительном; умение ставить вопрос к именам существительным; установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных. физминутка | (на слайде 3 записаны слова) Прочитайте про себя слова: девочка, учитель, сорока, Лена, товарищ, Сергеевич, Жуковы, Михаил, школьник медведь Какую работу ты можешь предложить с этими словами? | Высказывает своё мнение |
Много идей у тебя возникло. Я тебе предлагаю определить, к какой части речи относятся все эти слова? Докажите | имя существительное; отвечает на вопрос кто? |
Молодец! А теперь разбей эти слова на 2 группы. Какие слова ты отнёс в первую группу? Во вторую? | имена собственные- имена нарицательные девочка, учитель, сорока, школьник, товарищ Лена, Жуковы, Сергеевич, Михаил |
Как ты получил эти группы? Как рассуждал? Объясните свой выбор. | объясняют принцип деления слов на группы: в первой группе...; во второй группе-... |
Назовите только имена собственные. Слайд 4 Что должны помнить, когда записываем имена собственные? Объясни, что обозначает каждое слово. (символы- человечки: Ф. И. О.) На болоте две лягушки, две весёлые подружки. Рано утром умывались, полотенцем вытирались. Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкультпривет! | С заглавной буквы Лена- имя; Сергеевич- отчество; Жуковы- фамилия. |
Какую орфограмму мы повторили? Расскажи. Слайд 5 | Правописание заглавной буквы в именах собственных |
III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: повторить виды имён собственных; | Я тебе открою один секрет: слова, которые ты сейчас записал, жители города Большебуковск. Как ты думаешь, почему город так называется? | Наверное, в нём живут слова, которые пишутся с заглавной буквы. |
Подумай, а мы с тобой можем стать жителями этого города? Что для этого надо сделать? Правильно, написать свои имена, фамилии, отчества. Знание какой орфограммы поможет нам правильно справиться с этим заданием? Как пишутся Ф.И.О.? Запиши своё собственное имя, отчество, фамилию. | Да Написать свои Ф.И.О. Записывают фамилию-имя-отчество |
Какая тема сегодняшнего урока. слайд 6 | Правописание заглавной буквы имён собственных |
Чему мы будем учиться на уроке? | Правильно записывать имена собственные |
Молодец! Мы будем учиться правильно записывать имена-фамилии-отчества. | |
IV.Создание проблемной ситуации. Цель: организовать и направить мыслительную деятельность учащихся на достижение цели урока; подготовка к исследованию для решения учебной задачи. | Слайд 7 Как-то почтальон Печкин принёс жителю города Больщебуковск посылку. А почтальон Печкин- очень любопытный. Прочитал он, кому предназначена посылка и говорит: - А я знаю, что твоего отца зовут Василий и кто-то из твоих предков был кузнецом. Влад, а какой у тебя возник вопрос? | Как он узнал имя отца друга и кем был его предок |
Попробуй сам предположить, как один из друзей узнал о предках своего друга и имя его отца. | Я думаю ... |
Смог ли ты сразу ответить на этот вопрос? Почему у нас возникли затруднения? Может, мы что-то не знаем об именах собственных? | Наверное, мы ещё не всё знаем об именах собственных |
Как ты думаешь, что мы сегодня узнаем на уроке? | Как можно узнать о прошлом семье по фамилии? Как можно узнать имя отца по отчеству? ... |
Какой же вопрос будем решать на уроке? (слайд 8) | Что можно узнать по Ф.И.О.? |
V.Исследовательская работа в группах. Цель: познакомить с историей возникновения некоторых русских имён собственных; учить образовывать имена собственные; развитие умения групповой работы | КАК ПРОИЗОШЛИ ФАМИЛИИ |
И теперь ответь мне, что же появилось раньше фамилия, имя или отчество? Д. Имена , отчества, фамилии. У. Можно ли жить без имени, без фамилии, без отчества? Почему? Д. Без имени, фамилии и отчества жить очень трудно, так как мы не сможем выделять одного человека из большого количества людей. |
| |
| |
| |
Оценка учителя работы : |
Какое правило ты использовал для того, чтобы выполнить работу без ошибок? | |
VII. Подведение итогов урока. Цель: дать оценку успешности достижения цели урока; наметить перспективу на будущее. | Вспомнит, на какой вопрос ты не смог получить ответ в начале урока? (слайд 14) Как ты ответишь на вопрос? | Печкин узнал имя отца по отчеству, профессию предка- по фамилии |
Что ещё ты хотел бы узнать об именах собственных? | |
Ты обязательно найдёшь ответы на свои вопросы на следующих уроках | |
Рефлексия Цель: самооценка работы учащихся; осознание учащимися результатов своей работы | Продолжи предложения: Сегодня я узнал … Я понял, что … Я учился … Я смогу ... Меня удивило, что … Мне захотелось ... Дома я расскажу, что ... | |
Домашнее задание Цель: повышение интереса к предмету на основе узнавания истории своей семьи | Обсудите со взрослыми, что им известно о происхождении фамилии вашей семьи. Расскажите об этом на следующем уроке. |