kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку во 3- м классе VIII вид (дистанционно)

Педагог:  учитель начальных классов  ГБОУ РЦПМСС

Предмет: русский язык.

Класс:  третий.

Программа: « Коррекционная школа,VIII вид».

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Тип урока: открытие новых знаний

Новое знание: что можно узнать по имени, фамилии, отчеству

Проблема: как можно узнать имя отца и о прошлом семье по фамилии, имени, отчеству

Планируемый результат: правильное написание имён собственных; умение образовывать имена собственные

Форма организации работы:

  • индивидуальная;

Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя собственное».
  • Карточки с заданиями.

Цели урока.

  1. Образовательные:
  • открыть новое знание – «что можно узнать по фамилии,  имени, отчеству?» ;
  • учить узнавать и применять в речи имена собственные;
  • наблюдение над образованием имён собственных (имён, фамилий, отчеств).
  1. Развивающие:
  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
  • развитие словарного запаса учащихся;
  • развивать интерес учащихся к истории своей семьи.

III. Воспитательные:

  • формировать умение заниматься  поисковой работой;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств. »

Конспект урока по русскому языку во 3- м классе VIII вид (дистанционно)

Педагог: учитель начальных классов ГБОУ РЦПМСС

Предмет: русский язык.

Класс: третий.

Программа: « Коррекционная школа,VIII вид».

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Тип урока: открытие новых знаний

Новое знание: что можно узнать по имени, фамилии, отчеству

Проблема: как можно узнать имя отца и о прошлом семье по фамилии, имени, отчеству

Планируемый результат: правильное написание имён собственных; умение образовывать имена собственные

Форма организации работы:



  • индивидуальная;



Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя собственное».



  • Карточки с заданиями.

Цели урока.

  1. Образовательные:

  • открыть новое знание – «что можно узнать по фамилии, имени, отчеству?» ;

  • учить узнавать и применять в речи имена собственные;

  • наблюдение над образованием имён собственных (имён, фамилий, отчеств).

  1. Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;

  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;

  • развитие словарного запаса учащихся;

  • развивать интерес учащихся к истории своей семьи.

III. Воспитательные:

  • формировать умение заниматься поисковой работой;

  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;

  • воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Орг. момент

Цели:

Проверить готовность детей к уроку

  • Настроить детей на урок

  • Повторить правила посадки

Доброе утро,Влад

У нас урок русского языка. Проверь свою готовность к уроку.

Как ты думаешь, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

А ещё нам пригодится хорошее настроение. Слайд 2

Поэтому улыбнись мне.

Покажи, как красиво ты научился сидеть на уроке.

Открой тетрадь и запиши число.

1) Словарная работа.

Загадка.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.








Ученик высказывает своё мнение

II. Актуализация знаний.

Повторить знания об имени существительном; умение ставить вопрос к именам существительным;

установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.












физминутка

(на слайде 3 записаны слова)

Прочитайте про себя слова:

девочка, учитель, сорока, Лена, товарищ, Сергеевич, Жуковы, Михаил, школьник медведь

Какую работу ты можешь предложить с этими словами?






Высказывает своё мнение

Много идей у тебя возникло. Я тебе предлагаю определить, к какой части речи относятся все эти слова?

Докажите

имя существительное;



отвечает на вопрос кто?

Молодец! А теперь разбей эти слова на 2 группы.

Какие слова ты отнёс в первую группу?


Во вторую?

имена собственные- имена нарицательные


девочка, учитель, сорока, школьник, товарищ

Лена, Жуковы, Сергеевич, Михаил

Как ты получил эти группы? Как рассуждал? Объясните свой выбор.

объясняют принцип деления слов на группы: в первой группе...; во второй группе-...

Назовите только имена собственные.

Слайд 4

Что должны помнить, когда записываем имена собственные?

Объясни, что обозначает каждое слово.

(символы- человечки: Ф. И. О.)

На болоте две лягушки, две весёлые подружки.
Рано утром умывались, полотенцем вытирались.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкультпривет!


С заглавной буквы


Лена- имя;

Сергеевич- отчество;

Жуковы- фамилия.

Какую орфограмму мы повторили? Расскажи. Слайд 5

Правописание заглавной буквы в именах собственных

III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

повторить виды имён собственных;

  • закреплять умение правильно писать имена собственные;


Я тебе открою один секрет: слова, которые ты сейчас записал, жители города Большебуковск.

Как ты думаешь, почему город так называется?

Наверное, в нём живут слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подумай, а мы с тобой можем стать жителями этого города?

Что для этого надо сделать?

Правильно, написать свои имена, фамилии, отчества.

Знание какой орфограммы поможет нам правильно справиться с этим заданием?

Как пишутся Ф.И.О.?

Запиши своё собственное имя, отчество, фамилию.


Да

Написать свои Ф.И.О.



Записывают фамилию-имя-отчество






Какая тема сегодняшнего урока. слайд 6

Правописание заглавной буквы имён собственных

Чему мы будем учиться на уроке?

Правильно записывать имена собственные

Молодец! Мы будем учиться правильно записывать имена-фамилии-отчества.


IV.Создание проблемной ситуации.

Цель:

организовать и направить мыслительную деятельность учащихся на достижение цели урока;

подготовка к исследованию для решения учебной задачи.



Слайд 7 Как-то почтальон Печкин принёс жителю города Больщебуковск посылку. А почтальон Печкин- очень любопытный. Прочитал он, кому предназначена посылка и говорит: - А я знаю, что твоего отца зовут Василий и кто-то из твоих предков был кузнецом.

Влад, а какой у тебя возник вопрос?





Как он узнал имя отца друга и кем был его предок

Попробуй сам предположить, как один из друзей узнал о предках своего друга и имя его отца.

Я думаю ...

Смог ли ты сразу ответить на этот вопрос?

Почему у нас возникли затруднения? Может, мы что-то не знаем об именах собственных?

Наверное, мы ещё не всё знаем об именах собственных

Как ты думаешь, что мы сегодня узнаем на уроке?

Как можно узнать о прошлом семье по фамилии?

Как можно узнать имя отца по отчеству? ...

Какой же вопрос будем решать на уроке? (слайд 8)

Что можно узнать по Ф.И.О.?

V.Исследовательская работа в группах.

Цель: познакомить с историей возникновения некоторых русских имён собственных; учить образовывать имена собственные;

развитие умения групповой работы


КАК ПРОИЗОШЛИ ФАМИЛИИ

И теперь ответь мне, что же появилось раньше фамилия, имя или отчество?

Д. Имена , отчества, фамилии.

У. Можно ли жить без имени, без фамилии, без отчества? Почему?

Д. Без имени, фамилии и отчества жить очень трудно, так как мы не сможем выделять одного человека из большого количества людей.




Оценка учителя работы :


Какое правило ты использовал для того, чтобы выполнить работу без ошибок?


VII. Подведение итогов урока.

Цель: дать оценку успешности достижения цели урока;

наметить перспективу на будущее.

Вспомнит, на какой вопрос ты не смог получить ответ в начале урока? (слайд 14)

Как ты ответишь на вопрос?

Печкин узнал имя отца по отчеству, профессию предка- по фамилии



Что ещё ты хотел бы узнать об именах собственных?


Ты обязательно найдёшь ответы на свои вопросы на следующих уроках


  1. Рефлексия

Цель: самооценка работы учащихся;

осознание учащимися результатов своей работы

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Я учился …

Я смогу ...

Меня удивило, что …

Мне захотелось ...

Дома я расскажу, что ...


Домашнее задание

Цель: повышение интереса к предмету на основе узнавания истории своей семьи

Обсудите со взрослыми, что им известно о происхождении фамилии вашей семьи. Расскажите об этом на следующем уроке.



Литература:

  1. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013.-174 с.

  2. Канакина В.П./ Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -144 с.:ил. - «Школа России»

  3. Саплина Е.В., Саплин А.И./ Введение в историю. 3 кл.: Учебник для четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2006.- 104 с.: ил.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Автор: Тяпкина Вера Степановна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока русского языка  по теме "Правописание заглавной буквы в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "105410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402849336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока для  на тему "Большая буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-dlia-na-tiemu-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "169599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423423998"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Русский язык  Тема:  "Большая буква в именах собственных ""
    ["seo_title"] => string(52) "russkiiiazyktiemabolshaiabukvavimienakhsobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "261974"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449238598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку " Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokaporusskomuiazykuzaghlavnaiabukvavimienakhsobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "292145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455218960"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства