Тема: «Заглавная буква в именах собственных» (1 класс)
Ершова Галина Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №2» г.Нефтекумск
Цели: познакомить с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных;
формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; научить отличать имена собственные от нарицательных.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2.Актуализация знаний.
На доске записаны слова с пропущенным буквосочетанием.
Малы. (ши)., эта.(жи), ту.(ча)., ро.(ща).,
ма. (ши).на, зада.(ча)., (ч у).деса, (ч.у)лки, (щу).ка.
- Вставьте пропущенные буквосочетания. Объясните написание. Запишите 4 любых слова. Выделите орфограмму.
- С одним из слов устно составьте предложение.
3.Постановка темы урока.
(На доске записаны слова)
Заяц, собака, Барсик, лисица, белка.
Учитель, Марина, повар, водитель, кассир.
- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Барсик, Марина)
- Почему эти слова лишние? Что у них общего? (Они написаны с заглавной буквы)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Назовите тему урока.
4.Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр.1 (с.122)
Упр.2 (с.123)
- Как пишутся имена? Какие бывают имена?
- Почему иногда говорим Таня, а иногда - Татьяна?
- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?
- Назовите свое сокращенное и полное имя.
- Давайте запишем в тетрадь следующие имена:
Маша – Мария, Женя – Евгений, Ира – Ирина, Миша – Михаил.
5.Физминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр.5 (124)
- А если в классе две девочки или два мальчика с одинаковыми именами? Как их отличить друг от друга?
- Конечно, у каждого есть фамилия и отчество. По фамилии и отчеству мы отличим девочек и мальчиков с одинаковыми именами.
- Как будем писать фамилии и отчества? Почему?
- К кому будете обращаться по имени и отчеству?
- Давайте запишем в тетради:
Пётр Ильич Чайковский, Агния Львовна Барто.
- Как пишутся имена, отчества и фамилии?
7.Рефлексия.
- Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объясните их написание.
Дежурные Маша Чайкина и Данил Маркин поливают цветы. Юля и Ксюша смотрят книгу. Степан и Кирилл играют в шашки. Диана и Фархат проверяют учебники. Учительница Галина Ивановна пишет на доске.
8.Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Приведите примеры имен собственных.