План-конспект открытого урока
Предмет: русский язык
Класс: второй
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель: знакомство обучающихся с новой орфограммой – заглавной буквой в написании фамилий людей
Задачи: 1. обучающая - научить писать без ошибок большую букву в фамилиях людей; строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;
2. развивающая – способствовать развитию умения подбирать аргументы, развитию речи, памяти, орфографической зоркости;
3. воспитательная - воспитание любви и уважения к семье и людям, родному языку.
Необходимое оборудование: компьютер, слайдовая презентация, интерактивная доска, доска, фонограмма «Птичьи голоса»
Инвентарь: словари, карточки, картинки с животными и птицами
Предварительная работа: басня С. Михалкова «Смешная фамилия», стихотворение о заглавной букве.
I. Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.
II. Работа над каллиграфией.
10 февраля. записано на доске
Классная работа.
е С ь м я с
- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?
( буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)
- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?
- Какая буква лишняя? Почему?
- Для чего мы используем на письме заглавные буквы?
- Какое слово спряталось за оставшимися буквами, вы узнаете, выполнив следующее задание.
III. Словарная работа.
1) «Доскажи словечко»
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Папа с мамой, сестрёнка и я
Мы называемся вместе... (семья) карточка
- Как вы понимаете, что же такое семья? слайд
- Подберите однокоренные слова к слову семья.
-Какие слова мы называем однокоренными?
Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный... (работа на интерактивной доске)
- Выделите корень.
- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?
Фамилия карточка
- А что означает слово «фамилия»?
- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю. словарь,
слайд
(читаем толкование слова, дети самостоятельно в словарях находят определение)
- Значит, это слово... многозначное.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.
IV. Открытие темы урока, сообщение целей.
- Из материала изученного ранее, вспомним, как же записывается фамилия людей?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Слайд
- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.
Моя фамилия...
- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.
- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей?(хором)
V. Беседа о фамилиях.
- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.
Были отчества и прозвища.
Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,
а сына Юрия...Юрьев.
- А какие прозвища давались!
Обладателю белых волос... Белов или Беляк,
Сыну столяра... Столяров
Человеку с добрым характером- ... Добрынин и т. д.
VI. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
1) работа по карточкам
- Проведем исследовательскую работу и выполним задания. карточки - 4уч.
(раздаю карточки с заданиями)
- Какие фамилии можно образовать от данного имени.
а) Иван, Ваня
б) Пётр, Петя
в) Борис, Боря пишут на карточках
г) Кирилл, Кирюша
2) фронтальная работа с классом
- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.
(картинки птиц)
Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.
- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.
3) физ.минутка - птичьи голоса (фонограмма)
(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.
4) групповая работа
- Внимание, первый ряд составит фамилии людей, которые происходят от...
названий диких животных; карточки прикрепляю на доске
второй ряд - названий домашних животных;
третий ряд - животных обитающих в воде
(дети группируются и записывают на листочках)
- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?
- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?
5) проверка работы по карточкам
- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?
- Что объединяет эту пару слов? (полное и краткое имя)
- Когда используют краткое имя?
6) «Исправь ошибки»
пушкин таблица
Мориц
заходер
колпашево
- Прочитайте. Что вы можете сказать?
- Что мы должны помнить при написании имен, отчеств и фамилий? Что говорят вам эти фамилии и имена?
(имена известных людей,)
- Знаете ли вы их имена или понятия слов?
(прикрепляю таблицу с именами)
Александр
Юнна
Борис
город
- Как мы обращаемся к уважаемым людям? Кто знает свое полное ФИО? А ваших родителей?
- Запишите свою фамилию, имя, отчество.
Вывод: Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.
VII. Физ. минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Поиграем мы в игру,
Я её сейчас начну.
Чья фамилия на гласный,
Тот на корточки присядет.
Ну, а если на согласный
Мы потопаем ногами.
Чья фамилия на .. .В, Г, Д, Е
Хлопнем так.
Чья фамилия на .. .О и С
Прыгнем так.
Чья фамилия на .. .Т и Ф
Покружись.
Чья фамилия на .. .Ч и Ш
Покажись.
- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.
IX. Работа по учебнику.
Упр. 147, с. 93
Х. запишите фамилии ребят нашего класса.
1 ряд- с А до О
2ряд –П до Т
3ряд – У до Ш
А бывают ли смешные фамилии? Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров».
А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия»
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепутов.
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном – ослом он был
Ослом он и остался.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
XI. Дом. задание.
- Предлагаю вам записать 10 знакомых вам фамилий в алфавитном порядке.
XII. Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?
- Как произошли фамилии?
- А теперь, давайте оценим нашу работу.
Поднимите руки, кому на уроке было интересно и понятно!
Кому не всё понятно?
Кому было не интересно и непонятно?
- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.
Очень понравился урок - красное сердечко
Понравился - жёлтое сердечко
Не понравился - зелёное сердечко