kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заглавная буква в именах и фамилия людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте даны рекомендации о правильном  и грамотном объяснении матнриала о именах собственных и нарицательных, на примерах показано, как это можно использовать младшим школьникам.

основная цель:Знакомство с новой орфограммой - заглавной буквой в написании фамилий людей.

задачи:научить писать без ошибок заглавную букву в фамилиях людей, строить логическую цепочку рассуждений,  ведущую к умозаключению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах и фамилия людей »

План-конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Класс: второй

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Цель: знакомство обучающихся с новой орфограммой – заглавной буквой в написании фамилий людей

Задачи: 1. обучающая - научить писать без ошибок большую букву в фамилиях людей; строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;

2. развивающая – способствовать развитию умения подбирать аргументы, развитию речи, памяти, орфографической зоркости;

3. воспитательная - воспитание любви и уважения к семье и людям, родному языку.

Необходимое оборудование: компьютер, слайдовая презентация, интерактивная доска, доска, фонограмма «Птичьи голоса»

Инвентарь: словари, карточки, картинки с животными и птицами

Предварительная работа: басня С. Михалкова «Смешная фамилия», стихотворение о заглавной букве.

I. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.

II. Работа над каллиграфией.

                            10 февраля.                                   записано на доске

                         Классная работа.                                   

                          е  С  ь м я с

- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?

( буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?

- Какая буква лишняя? Почему?

- Для чего мы используем на письме заглавные буквы?

- Какое слово спряталось за оставшимися буквами, вы узнаете, выполнив следующее задание.

III. Словарная работа.

1) «Доскажи словечко»

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Папа с мамой, сестрёнка и я

Мы называемся вместе...     (семья)                                                      карточка

- Как вы понимаете, что же такое семья?                                                 слайд

- Подберите однокоренные слова к слову семья.

-Какие слова мы называем однокоренными?

          Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный...                  (работа на интерактивной доске)

- Выделите корень.

- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?

              Фамилия                                                                                карточка

- А что означает слово «фамилия»?

- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю.     словарь,            

                                                                                                                          слайд

                      (читаем толкование слова, дети самостоятельно в словарях находят определение)

- Значит, это слово... многозначное.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.

IV. Открытие темы урока, сообщение целей.

- Из материала изученного ранее, вспомним, как же записывается фамилия людей?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке?                                   Слайд

- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.

                     Моя фамилия...

- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.

- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей?(хором)

V. Беседа о фамилиях.

- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.

Были отчества и прозвища.

Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,

                                       а сына Юрия...Юрьев.

- А какие прозвища давались!

Обладателю белых волос... Белов или Беляк,

Сыну столяра... Столяров

Человеку с добрым характером- ... Добрынин и т. д.

VI. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтоб заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

1) работа по карточкам

- Проведем исследовательскую работу и выполним задания.           карточки - 4уч.

           (раздаю карточки с заданиями)

- Какие фамилии можно образовать от данного имени.

а) Иван, Ваня

б) Пётр, Петя

в) Борис, Боря                                                        пишут на карточках

г) Кирилл, Кирюша

 

2) фронтальная работа с классом

- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.      

                                                                 (картинки птиц)

Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.

- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.

3) физ.минутка - птичьи голоса  (фонограмма)

(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.

4) групповая работа

- Внимание, первый ряд составит фамилии людей, которые происходят от...  

            названий диких животных;                                карточки прикрепляю на доске

       второй ряд - названий домашних животных;             

       третий ряд - животных обитающих в воде                 

                    (дети группируются и записывают на листочках)

- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?

- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?

5) проверка работы по карточкам

- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?

- Что объединяет эту пару слов?                                        (полное и краткое имя)

- Когда используют краткое имя?

6) «Исправь ошибки»

пушкин                                                                     таблица

Мориц

заходер

колпашево

- Прочитайте. Что вы можете сказать?

- Что мы должны помнить при написании имен, отчеств и фамилий? Что говорят вам эти фамилии и имена?

(имена известных людей,)

- Знаете ли вы их имена или понятия слов?

(прикрепляю таблицу с именами)

               Александр

              Юнна

               Борис

город

- Как мы обращаемся к уважаемым людям? Кто знает свое полное ФИО? А ваших родителей?

- Запишите свою фамилию, имя, отчество.

Вывод: Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

VII. Физ. минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Поиграем мы в игру,

Я её сейчас начну.

Чья фамилия на гласный,

Тот на корточки присядет.

Ну, а если на согласный

Мы потопаем ногами.

Чья фамилия на .. .В, Г, Д, Е

Хлопнем так.

Чья фамилия на .. .О и С

Прыгнем так.

Чья фамилия на .. .Т и Ф

Покружись.

Чья фамилия на .. .Ч и Ш

Покажись.

- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.

IX. Работа по учебнику.

Упр. 147, с. 93

Х. запишите фамилии ребят нашего класса.

1 ряд- с А до О

2ряд –П до Т

3ряд – У до Ш

А бывают ли смешные фамилии? Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров».

А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия»

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,


Но в основном – ослом он был

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!


     XI. Дом. задание.

- Предлагаю вам записать 10 знакомых вам фамилий в алфавитном порядке.

     XII. Итог.

- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?

- Как произошли фамилии?

- А теперь, давайте оценим нашу работу.

Поднимите руки, кому на уроке было интересно и понятно!

Кому не всё понятно?

Кому было не интересно и непонятно?

- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.

Очень понравился урок - красное сердечко

Понравился - жёлтое сердечко

Не понравился - зелёное сердечко




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Заглавная буква в именах и фамилия людей

Автор: Попова Оксана Викторовна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 136945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) ""Развитие  умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек." "
    ["seo_title"] => string(116) "razvitiie-umieniia-pisat-bol-shuiu-bukvu-v-familiiakh-liudiei-imienakh-otchiestvakh-v-nazvaniiakh-ghorodov-siol-riek"
    ["file_id"] => string(6) "197594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428258363"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Заглавная буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах и фамилиях людей""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_na_tiemu_bol_shaia_bukva_v_imienakh_i_familiiakh_liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "391847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487092976"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kakiie-slova-pishutsia-s-zaghlavnoi-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "141481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект урока русского языка " Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obobshchieniie-znanii-o-slovakh-kotoryie-pishutsia-s-zaghlavnoi-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "101831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402459122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства