kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выделительные знаки препинания при обращении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с синтаксическими конструкциями, которыми могут быть выражены обращения, правилами выделения обращения на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выделительные знаки препинания при обращении»

Учитель: Мирошниченко Е.А.

Урок русского языка , 8 класс

Тема: Выделительные знаки препинания при обращении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока:

Познавательные:

Знакомство с синтаксическими конструкциями, которыми могут быть выражены обращения, правилами выделения обращения на письме (выделительные знаки препинания).

Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие:

Развитие устной речи обучающихся.

Развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные:

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Воспитывать родному языку, родному краю, культуре.

Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: умение различать способ выражения обращения посредством определения его функции; умение находить в предложении обращение; умение употреблять обращение с учетом речевой ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.


Оргмомент.

- Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Давайте улыбнемся поприветствуем «Доброе утро!»

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встречи здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я желаю всем , чтобы доброе светлое настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Вместо тетради будем пользоваться рабочими листами, подпишите их. В них вы будете делать необходимые заметки, выполнять задания. В конце сами выставите себе оценки.

Отгадайте загадку:

- не является членом предложения.

- к нему нельзя задать вопрос.

- мы не можем без него обойтись в речи.

- каждый человек пользуется им с детства. ( обращение)


На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.


- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

Беседа с классом:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)

Что мы должны изучить, чтобы правильно писать предложения с обращением, не ошибаться в правильности написания таких предложений? ( Знаки препинания при обращении).

Правильно. Умницы.

Какие цели поставим перед собой? ((Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания)

- Хорошо.

Запишите тему урока: Выделительные знаки препинания при обращении

- А что мы уже знаем об обращении?

1. это слова или словосочетание, называющее того, к кому обращаюются с речью.

2.Не является членом предложения.

3. Бывает распространенным и нераспространенным.

4. Произносится с особой звательной интонацией.

5. Может стоять в начале, в конце и в середине предложения.

6. В предложении может быть выражено существительным в И.п., прилагательным, причастием.

А какие знаки препинания называются выделительными? По какой причине? Что они могут выделять? (обособленные члены предложения: деепричастный оборот, причастный оборот, уточняющие слова, приложения, обращения)

Что выделяют запятые?

  1. Учась, достигают многого.

  2. Трава, сгибаемая ударами ветра, ложилась на землю.

  3. Орлы, спутники войск, поднялись над землей.

  4. Дай, Джим, на счастье лапу мне.


Я предлагаю вам провести сегодня исследовательскую работу, в процессе которой мы должны получить сведения о постановке знаков препинания при обращению.

- Где вы сможете применить полученные знания по постановке знаков при обращении?

4. Изучение нового материала (исследовательская работа)

- Приступаем к работе в парах. Для того чтобы составить портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 2 группы, задание на рабочих листах).

Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

Ответы вами заносятся в кластер, в котором должна быть отражена основная мысль вашего исследования

Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе!

5. Защита исследовательской работы

- По ходу ответа вами заполняется кластер, в котором должна быть отражена основная мысль выступающего.

Представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные слайды с текстами стихов.

. 1 пара – расскажет о знаках препинания при обращении.

2 пара – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

Составление или проверка кластера. 

6. Закрепление

Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения 

Од…ночество как твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

Тебе Москва пережитое за полст…летья о…даю. (П.Антокольский)

Что ты осень наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

О мысль тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

Прощай дом! Прощай старая жизнь! (А.Чехов)

Мать-земля моя родная

Сторона моя лесная

Край недавних детских лет

Отчий край ты есть иль нет? (А.Твардовский)

Прощ…й (не) мытая Россия

Страна рабов страна господ

И вы мундиры голубые

И ты им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

7.Работа в парах

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество;

- наименование по месту жительства;

-кличка животного

8. Физкультминутка 

9.Самостоятельная работа

Взаимопроверка. Оценки.

10. Задание ОГЭ № 10 ОБРАЩЕНИЕ - Слайд 16

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

1. – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

– Конём,(2) баба?

– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

Ответ:_________________________________(2)

2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

Ответ:__________________________________(12)

3. – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

Ответ:___________________________________(12)

4. – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

– Ты,(3) значит,(4) их украл?

Ответ:___________________________________(12)

5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

Ответ:__________________________________(67)

6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

Ответ:__________________________________(23)

Оценка знаний Взаимопроверка.

11. Рефлексия

Ребята, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.

• Достигли ли мы поставленных целей?

• Чему вы научились на занятии?

«Волшебное» правило

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.


12. Домашнее задание: п. 57, упр. 348 или п. 57, выпишите из текста К. Паустовского «Телеграмма» 5 предложений с обращениями, объясните постановку знаков препинания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выделительные знаки препинания при обращении

Автор: Мирошниченко Екатерина Алексеевна

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Выделительные знаки препинания при обращениях"
    ["seo_title"] => string(56) "vydielitiel_nyie_znaki_priepinaniia_pri_obrashchieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "412157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493353684"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "«Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении».   1 урок в теме "
    ["seo_title"] => string(132) "naznachieniie-obrashchieniia-rasprostraniennyie-obrashchieniia-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii-1-urok-v-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "128351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415473216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении "
    ["seo_title"] => string(82) "naznachieniie-obrashchieniia-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "172348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423810136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "ИКТ на уроках русского языка/ "
    ["seo_title"] => string(31) "ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "101731"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства