2. | Введение в тему. Постановка целей и задач урока. | | Отгадать загадку: Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово — ... Задает вопрос: «В чем особенность предложений, которые я произнесла в начале урока?» Знакомит с целями и задачами урока. Эпиграф к нашему уроку вы должны расшифровать | Отгадывают загадку Обращение Отвечают на вопрос, формулируют совместно с учителем цели и задачи урока. Расшифровывают эпиграф к уроку «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». (Китайская пословица) | 2 |
3. | Повторение ранее изученного о синтаксисе и пунктуации. | | На интерактивной доске записаны предложения. Создает проблемную ситуацию (Почему в одном предложении есть запятая, а в другом нет). -В каком предложении слово красавица играет синтаксическую роль? -А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения? - Чем еще они отличаются друг от друга? - Какой можно сделать вывод? | -Конструируют предложения, -записывают их в тетрадь, ---отвечают на вопросы учителя, -делают вывод о разграничении обращений и подлежащих. | 3 |
4. | Изучение нового материала. а) повторение ранее изученного; б) изучение нового теоретического материала; в) закрепление материала. | Текст с заданием «Найдите обращения» (№1) | 1) Ставит задачу «Найдите обращения», направленную на активизацию ранее полученных знаний об обращении. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=8&rubric_id[]=60640&rubric_id[]=61404&rubric_id[]=61405 2) Организует через модуль работу над определением - способа выражения обращения. - что может служить обращениями - какие знаки препинания ставятся при обращении обобщение знаний по схеме 3) Анализ следующих предложений поможет нам определить состав обращений В разведку меня, дяденька, будут брать? Чего же, сероглазая, ты смеёшься? Страна родная, как ты хороша! Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный. 4) Формирует понятие о распространенных и нераспространенных обращениях и о выделительных знаках препинания при обращении на материале учебника (§28, стр. 118). 5) Расставить знаки препинания в предложениях: О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землёй! Принимаю тебя, неудача, И, удача тебе мой привет! Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. 6) Перестроить предложения таким образом, чтобы одно слово было и подлежащим и выполняли роль обращения: упр. 189 (2-3 примера) 7)Подберите обращения, учитывая предложенные ситуации. Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед, врач? | 1)Находят обращения, выделяют их знаками препинания. Вспоминают определение обращения, правила их выделения. 2)Выполняют задания, представленные в ОМС-плеерах на компьютерах, делают вывод. 3)Рассматривают таблицу и говорят, что обращения называют лица или клички одушевленных существительных для привлечения внимания и для выражения отношения к нему и называют неодушевленные обращения (поэтическое обращение). Приводят свои примеры. Расширяют свои знания о выделительных знаках препинания при обращении через анализ предложений. знания о распространенных и нераспространённых обращениях смотрят п.28 учебника, находят информацию о знаках препинания при них записывают в тетрадях предложения, расставляют знаки препинания выполняют упражнение , составляют предложения парами, для объяснения их смысла составляют предложение по предложенной ситуации | 2 5 3 2 4 |
6. | Завершающий контроль | Работа с доской Электронное тестовое задание «Знаки препинания при обращении» | 1) Укажите номера предложений с обращениями (знаки препинания не расставлены) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе мой край родной. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! 2) Предлагает проверить свои знания, выполнив тест. Контролирует обучающихся. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test199.xml | -записывают только номера предложения -взаимопроверка результатов (2,4,6,9,10) Работают с заданиями тестов на компьютере. Объявляют свои результаты учителю. | 6 |
8. | Рефлексия, подведение итогов. | | - Учитель подводит итоги работы. В начале урока, вы говорили, что вы знаете об обращении, и что хотите узнать. Что вы узнали? Какая информация является значимой для жизни? Вы достигли поставленных целей? Остались ли у вас открытые вопросы? - И еще мне хотелось бы вернуться к эпиграфу урока. Как вы думаете, соответствует он содержанию нашего урока? - Оцените свою работу Объявляет оценки. | Обучающиеся отвечают на вопросы, делают вывод по «карте мыслей» | 3 |