Вводный урок в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Вводный урок в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Урок позволяет сформировать представление о названии и функции знаков препинания, формировать умение связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вводный урок в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"»
Тема: Синтаксис. Пунктуация.
ЦЕЛЬ: познакомить с предметом изучения синтаксиса, пунктуации и ролью знаков препинания в понимании смысла предложения.
Планируемые результаты: сформировать представление о названии и функции знаков препинания. Формировать умение связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции.
Организационный момент.
Орфографическая минутка: посвятить ему стихотворение, удивить нас, объединение в союз, прославлять героев, поздним вечером, разглядеть в темноте, вьется на ветру, отдаляться от дома, утешать ребенка, опускается на парашюте, потянул за рукав, тряхнула ветками, тихая ночь, почувствовать фальшь, время за полночь, развеваться на ветру.
Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.
— Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? во втором? Почему? (Если слово называет предмет, его действие, свойство (признак), то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие с ним совершается, как, то есть в предложении между словами устанавливается определенный смысл.)
— Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке — синтаксис.
IV. Запись на доске.
Синтаксис (гр. — составление, построение) — наука о строении словосочетаний и предложений.
V. Учитель сообщает школьникам, что правильно понять смысл написанного часто помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
VI. Запись на доске.
— Пунктуация — правила постановки знаков препинания. Чтение текста «О том, как все зависело от запятой».
Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.
Некий повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл — или не знал как — поставить занятую: казнить нельзя помиловать.
Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать.— Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.
VII. Работа с учебником. Чтение теоретического материала на стр. 56 и 58.
VIII. Тренировочные упражнения.
• Используя оглавление учебника (стр. 299—300), определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.
• Упр.119.
• Упр. 120. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина. Анализ первого предложения (зима поет, аукает).
З а п о м н и т е! Особенностью поэтической речи является использование сочетаний слов, в обычной речи не сочетающихся.
Запись текста в тетрадь, расстановка пропущенных запятых.
• Чтение стихотворения Б. Заходера (упр.122) Ответы на вопросы учебника.
• Упр. 122 (устно): прочитайте стихотворение Б. Заходера (записано на доске), определите его основную мысль. В каком предложении она сформулирована?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая:
— Вот что значит запятая!
Что необычного в этом стихотворении? Чем объяснить его смысловую нелепость? Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы? (Ученик на доске расставляет знаки препинания так, как необходимо.)
• Знакомство с ролью знаков препинания чтение теоретического материала на стр. 59 (знаки разделительные и выделительные).
• Упр. 123. Какие знаки препинания вы использовали в тексте упражнения?
IX. Домашнее задание. Теоретический материал § 24 и 25. Упр. 127 (по заданию учебника).