Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А Ладыженской. На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по теме: "Служебные части речи" »
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
С.Поима Белинского района Пензенской области
Урок-лекция по русскому языку на тему:
«Вводный урок по теме "Служебные части речи"»
Выполнила: Кудрявцева Н.В.
Цели урока:
Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
Доказать значимость служебных частей речи.
Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.
Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Постановка проблемы.
Работа над темой.
Закрепление темы.
Решение проблемы.
Заключение.
Выводы.
Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет! (2 слайд)
-Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
-Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
-Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд)
-Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
-Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд)
-Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды).
-Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. (8 слайд).
-Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
-Найдите в тексте служебные части речи.
-Какова их роль в предложении?(8 слайд)
-Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.
Это? (предлог) (9 слайд)
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз) (10 слайд)
Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы) (11 слайд)
-Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения.(12 слайд)
-Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд)
-Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд)
– Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:
Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
Служебные части речи не бывают членами предложения.
Служебные части речи имеют лексическое значение.
Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
К любой части речи можно задать вопрос.
Служебные части речи живут сами по себе.
Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (15 слайд)
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.
– Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд).
– Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд)
– Какие в ней страны самые маленькие?
Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался; …ночлег собрался; Вдоль… улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по-прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка-горбунок … его вертелся ног. (18слайд)
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
не имеют лексического значения
не изменяются
не употребляются без самостоятельных частей речи
не бывают членами предложения(18 слайд)
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд)
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) (20 слайд)
Начало – противительный союз. За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита. (затор) (21 слайд)
Попробуем полученные знания внедрить в практику
Групповая работа
1 группа выполнит тест за компютерами.
Тест
В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является: А) предлогом; Б) союзом; В) наречием.
Как правильно написать: А) по вас; Б) по вам; В) по вами.
В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это: А) частица; Б) местоимение; В) союз.
В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это: А) частица; Б) союз; В) наречие.
В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это: А) частица; Б) предлог; В) союз.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд)
(оценка письменной работы) (23 слайд)
3 группа работает с раздаточным материалом:
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Заключительная часть
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
1 группа
Тест
В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является: А) предлогом; Б) союзом; В) наречием.
Как правильно написать: А) по вас; Б) по вам; В) по вами.
В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это: А) частица; Б) местоимение; В) союз.
В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это: А) частица; Б) союз; В) наречие.
В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это: А) частица; Б) предлог; В) союз.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ.
3 группа работает с раздаточным материалом:
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи