Цель урока: Систематизировать знания о роли служебных частей речи в устной и письменной
речи, знать отличительные признаки служебных частей речи.
Развивать умение находить в тексте служебные части речи, различать союзы, предлоги и частицы, правильно писать их и употреблять в речи;
Воспитывать чувство казахстанского патриотизма.
Оборудование: иллюстрации с изображением природы Казахстана, пословицы о родине, таблица, интерактивная доска, презентация, 2 « облачка», кроссворд, эпиграф:
Ход урока.
l. Вводно- мотивационный этап.
ll.актуализация прежних знаний.
Игра «Верно-неверно» о
III.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Есть в языке и такие слова, для которых назвать – не главное. Задача их –помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными – они « гайки» и « винтики» в руках говорящего, когда он берётся строить предложение.
Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись… С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь. И вот о них сегодня мы поговорим на уроке.
Итак, тема нашего урока « Служебные части речи».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о служебных частях речи.»
Тема: Морфологический разбор слов категории состония
Цели: систематизировать знания о словах категории состояния как самостоятельной части речи,
Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.
Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте.
Ход урока
I.Вводно-мотивационный этап.
Цель урока: научиться морфологическому разбору слов категории состояния
Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.
- На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?
Актуализация прежних знаний.
Орфографическая работа
Строить работу по - новому, встретиться где - нибудь, делиться по - братски, когда - то жил в деревне, шёл еле - еле, завязать крепко - накрепко, по - осеннему свежо, появиться нежданно - негаданно, мало - помалу приближаться, изъясняться по - английски, идти куда - то, птиц видимо - невидимо, прыгает по - заячьи, вышло по - твоему, сделать кое - как, когда - нибудь придёт, кое - где желтеет рожь, вот - вот наступит, влюблён по - юношески, всё - таки не совсем рассвело.
работа у доски
Определить значение слов категории состояния
Слова, обозначающие состояние окружающей среды: На дворе было душно.
Слова, выражающие физическое состояние человека: Было нестерпимо больно.
Слова, выражающие душевное состояние человека: Мне почему - то стало очень обидно.
Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: Верно! Безобразно!
Вывод: Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.
Математический диктант
В два столбика отнесите предложения с наречиями и со словами категории состояния.
1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.
2. Тихо в моей обители.
3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.
4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.
5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.
6. К ночи стало сумрачно и холодно.
1 группа - с наречием - 1, 4, 5
2 группа - с кат. сост. – 2, 3, 6
III.изучение нового материала.
Морфологический анализ
Картина зимнего леса.
В лесу тихо. Зимнее царство торжественно в снежном уборе. Дыхание леса по – зимнему свежо и холодно. Морозно.
1 вариант
Тихо (каково?) – прилагательное
1. Н. ф. – тихий
2. Пост. Призн: качеств.
Непост. Призн: кр. ф. , ср. р. , Им. п. , ед. ч.
3. Все (каково?) тихо
2 вариант
Тихо (как?) – наречие
Н. ф. – тихо
Морф. призн: обоз. Призн. Действ, способ действия, неизмен.
Пели (как?) тихо
Тихо (Каково?) – категория состояния
Категория состояния
Морф. призн: обоз. Сост. Среды, неизмен.
В обители (каково?) тихо
- Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?
Анализ текста
- О чем он, определите тип текста
- Выпишите предложения с СКС и определите их значение
Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.
Кругом было темно, безмолвно, уныло.
Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей, этиошибкине могут повторяться4.
Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их.
Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно.
Она может петь просто, сильно, страстно.
От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и, сверх того, красиво, воинственно.
С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.
– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы.
- Какие по структуре предложения мы записали?
Подведение итогов урока
– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова В. В. Виноградова?
- Назовите лексико - грамматические группы слов категории состояния.
- Расскажите о порядке морфологического разбора слов категории состояния.
Рефлексия
По итогам урока составьте синквейн о категории состояния как части речи.
строчка – существительное
строчка – 2 прилагательных
строчка – 3 глагола
строчка – фраза, выражающая отношение к предмету
строчка – синоним к первому существительному
Состояния
Такие разные
Характеризуют, обозначают, выражают.
О категория, не изменяешься ты и ни от кого не зависишь.