Введение в тему: 1. Синтаксический разбор предложения. Предложение заранее написано на доске: И сегодня над широким, жёлтым парком я простился с запоздалой вереницею гусей. Проверка предложения. (Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).
Актуализация знаний: Создание групп, защита проектов. Прием «Горячий стул» Коллективное поэтапное оформление таблицы ЗХУ Работа в группах: Составление кластера. Защита кластера по теме «Второстепенные члены предложения» Новая тема: В данных предложениях найдите дополнения, задайте к ним вопросы и подчеркните. Чем выражено дополнение в каждом случае? Способы выражения дополнений Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное) Солнце заслонило облако.(существительное) Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие перешедшее в сущ.) На льду мы увидели нескольких рыбаков( Словосочетание) Ему приказали вернуться (Инфинитив) Я прошу тебя не вешать нос (Фразеологический оборот ) Комментированное письмо Я налил бабушке чаю и пригласил её к столу. Мой друг не надел спортивной куртки, отчего простудился и не смог участвовать в соревнованиях. Я хочу рассказать о своем проекте . Пришлите нам почтовых марок. Я хочу послушать любимую песню Наблюдаем:1. Переходный глагол + существительное в винит. падеже без предлога(действие на предмет) 2.Переходный глагол + сущ. в Р.п. (часть предмета) 3.При отрицании: не + переходный глагол +существительное в родительном падеже Вывод: прямое дополнение Вот возьми перстенёк 2. Принесите воды 3. Не залить сердца жаркого Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. Дополнение бывает прямое и косвенное. Прямые дополнения выражаются: 1) формой В.п без предлога ; 2) формой Р.п при глаголе с отрицательной частицей не Проверь себя ! Тест 1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится. 2.Найдите предложение с прямым дополнением: Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог 3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: Т) Мать велела поставить чайник. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить – значит предвидеть. 4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения. А) Виктор подарил сестре картину. (Картину — прямое дополнение) Э) Картина была подарена Виктором. (Виктором — косвенное дополнение) Ь) Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение) Ю) Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках — косвенное дополнение) Проверь! 1. П 2. Я 3. Т 4. Ь Взаимопроверка. Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: «5» - за 4 правильных ответа «4» - за 3 «3» - за 2 «2» - за 1 Самостоятельная работа Откройте учебник на странице 55 Упражнение №117 (письменно) . Взаимопроверка. Решите кроссворд Что является главным средством выражения мысли? Назовите виды предложений по цели высказывания. Что является грамматической основой предложения. Назовите второстепенные члены предложения Предложение состоит из слов и … (словосочетаний) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется … Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется… Проверьте: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выучить правило. 1 группа: выполнить упражнение №188 (устно) стр.55, №119(письменно) стр.57 2 группа: выполнить упражнение №118 (устно) стр.55, №120 (письменно) стр.57 Оценивание . Заполнение таблицы. Самооценивание. Начало урока Конец урока
|