kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Вся моя биография – в моих сочинениях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок русского языка для 10 класса. Форма проведения-педагогическая мастерская. Тема урока « Вся моя биография – в моих сочинениях».Это первый урок при изучении творчества Ивана Сергеевича Тургенева.

Цель:

1.     Расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути И.С.Тургенева.

2.     Проследить, как меняется жизненная философия писателя и как это отражается в его произведениях.

Задачи:

1.     Знакомство с биографическими сведениями об И.С. Тургеневе.

2.     Анализ рассказов из цикла «Записки охотника».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Вся моя биография – в моих сочинениях». »

14











Номинация «Разработка урока»

Харебова Светлана Владимировна

Педагогическая мастерская: « Вся моя биография – в моих сочинениях».



















Урок литературы в 10 классе.

Урок проводится с использованием педагогической технологии «педагогическая мастерская».

Тема урока: « Вся моя биография – в моих сочинениях». (Первый урок при изучении творчества Ивана Сергеевича Тургенева)


Цель:

  1. Расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути И.С.Тургенева.

  2. Проследить, как меняется жизненная философия писателя и как это отражается в его произведениях.

Задачи:

  1. Знакомство с биографическими сведениями об И.С. Тургеневе.

  2. Анализ рассказов из цикла «Записки охотника».

Этапы мастерской:

  1. Индуктор: Чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Без гнезда» (Приложение 1)

Задание: Напишите, каким должен быть, на ваш взгляд, человек, который это написал.

Учащиеся пишут, затем зачитывают свои работы.

  1. Деконструкция. Как вы думаете, через какие испытания должен был пройти писатель, чтобы так думать и так чувствовать.

Ответы учащихся фиксируем на доске (неразделенная любовь, непонимание близких, болезнь, потери близких и дорогих людей и т.д.)

  1. Реконструкция. Какие факты биографии И.С. Тургенева свидетельствуют, что вы правы?

Выдается биографический материал по группам .(Приложение 2-6.) Составляется таблица. (Приложение 7)

Этапы, годы.

События в жизни

Проблемы, которые волнуют писателя, произведения, созданные в эти годы.





По итогам работы группы представляют результат, остальные группы заполняют таблицы.

  1. Разрыв. Цикл «Записки охотника». Выдается материал о цикле (Приложение 8)

Анализ (выборочный) одного из рассказов группой. Что нужно проследить в рассказе (Приложение 9):

  1. Год написания. К какому этапу жизненного пути относится. Какие события в это время происходили в жизни писателя. Какие проблемы волновали.

  2. Идея рассказа. Сформулировать, посмотреть, как соотносится с проблемами этого периода.

  3. Кто герои произведения. Каковы образы, создаваемые автором. Какими средствами создается образ.

  1. Афиширование. Ребята зачитывают свои работы.

Выводы по уроку.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

  1. Рефлексия. Задание: Составить синквейн о Тургеневе. (Некоторые работы учащихся представлены в Приложении 10)

Ответить на вопросы:

- я сегодня понял или узнал, или открыл…

- мне сегодня на мастерской было трудно (где, когда, в чем)…

- я из этой трудности вышел (как, каким образом)…

- мне сегодня было легко, потому что…

Приложения.


Приложение 1.

БЕЗ ГНЕЗДА 

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню – и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..
Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.

Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?    Январь, 1878 г.


Приложение 2.

Происхождение и ранние годы.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Его отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834), был отставным полковником-кирасиром. Сам Иван Тургенев его характеризовал как «великого ловца пред Господом»[5]. Брак этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой (1787—1850), был исключительно по расчёту. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Этот брак не был счастливым. Сергей Николаевич умер в 1834 году, оставив трёх сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Дети остались с матерью, властной и деспотичной женщиной, озлобленной на свою судьбу. Она и сама рано лишилась отца, страдала от матери (которую внук отобразил в очерке «Смерть» (старуха)), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её, маленькую, жестоко бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже сбежала к своему дяде, после смерти которого Варвара Петровна стала владетельницей великолепного имения и 5000 душ.

Подвергался побоям от матери и сам Иван, несмотря на то, что считался любимым её сыном. Обучение грамоте мальчика проходило под руководством часто сменявшихся французских и немецких гувернёров. Варвара Петровна испытывала ко всему русскому глубокое презрение, и внутри семьи все говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил один из крепостных камердинеров (который позже стал прототипом Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин»). До 9 лет Иван Тургенев жил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, купив дом на Самотёке. Учился вначале в пансионе Вейденгаммера, затем пансионером у директора Лазаревского института И. Ф. Краузе.


Приложение 3.

Образование. Начало литературной деятельности.

В 1833 году, в возрасте 15 лет, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались Герцен и Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. В то время Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году, будучи студентом 3-го курса, он написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Сте́но». Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Во время одной из лекций Плетнёв (не указывая при этом, кто автор), довольно строго разобрал эту драму, но при этом также признал, что в авторе «что-то есть». Эти слова побудили молодого автора к написанию ещё ряда стихотворений, два из которых Плетнёв в1838 году напечатал в журнале «Современник», редактором которого он был. Опубликовался Тургенев за подписью «…..въ», дебютными стихотворениями стали «Вечер» и «К Венере Медицейской». Это была первая публикация его стихов. Первое же появление его в печати было ещё в 1836 году — в «Журнале Министерства народного просвещения» он опубликовал довольно обстоятельную и вполне литературно написанную рецензию — «О путешествии ко святым местам» А. Н. Муравьёва. К 1837 году им написано уже около ста небольших стихов и несколько поэм (неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон»). В университете его другом стал Тимофей Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы.

Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

Приложение 4.

Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.
Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).
В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

Приложение 5.

Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).
В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

Приложение 6.

Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.
Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.
В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.
Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).
В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Приложение 7.

Этапы, годы.

События в жизни

Проблемы, которые волнуют писателя, произведения, созданные в эти годы.








Приложение 8.

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.
Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.
«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.
Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

Приложение 9.

Что нужно проследить в рассказе:

  1. Год написания. К какому этапу жизненного пути относится. Какие события в это время происходили в жизни писателя. Какие проблемы волновали.

  2. Идея рассказа. Сформулировать, посмотреть, как соотносится с проблемами этого периода.

  3. Кто герои произведения. Каковы образы, создаваемые автором. Какими средствами создается образ.

Приложение 10.

Тургенев.

Талантливый, великий.

Учит думать, любить, сострадать.

Пробуждает высокие чувства.

Поэт.


Тургенев.

Чувствительный и умный.

Писал, любил, мечтал.

Пытался найти решение проблем.

Философ.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Вся моя биография – в моих сочинениях».

Автор: Харебова Светлана Владимировна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе Написание изложения с элементами сочинения "
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-napisaniie-izlozhieniia-s-eliemientami-sochinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397091"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока по музыке в 4 классе на тему:" Вдохновение Шопена""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotkaurokapomuzykiev4klassienatiemuvdokhnovieniieshopiena"
    ["file_id"] => string(6) "276317"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452702854"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Евгений Онегин» - энциклопедия пушкинской души."
    ["seo_title"] => string(49) "ievghieniionieghinentsiklopiediiapushkinskoidushi"
    ["file_id"] => string(6) "273376"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452193312"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Исследовательские работы учащихся.Из опыта работы учителя литературы "
    ["seo_title"] => string(81) "issliedovatiel-skiie-raboty-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-uchitielia-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "193925"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427712088"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку литературного чтения. Тема Л.Н.Толстой "Детство" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-tiema-l-n-tolstoi-dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "106918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403113696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства