Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Лобанова Г.Г.
МОУ Рогачёвская ООШ
Свободненского района
Амурской области
Класс : 5
Автор УМК: Львова С.И.
Тема урока: «Возвратные и невозвратные глаголы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностные Содержательные
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. познакомить с понятиями возвратность - невозвратность глагола
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность – невозвратность глаголов
формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка
Основные формы учебной деятельности по ФГОС: парная, использование технологических карточек, тестирование, проблемный метод обучения.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал, лист самооценки.
Планируемый результат:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные УУД:
Умение:
- распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходностинепереходности, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
.
Ход урока
Этап Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность. Слайд1
Орешек знанья тверд, но все же -
Мы не привыкли отступать,
Вам расколоть его помогут
Волшебные слова «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
- повторите эти слова три раза, логически меняя ударение.
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся С какой частью речи мы знакомимся?
- Что вы о ней уже знаете?
Выборочная проверка д/з
Слайд 2
Цифровой диктант
1- Переходный
2- непереходный
Скучает по брату, причесал волосы, разрумянил щёки, осталась с сестрой, услышала птичку, замахнулся топором, позвала служанку, рассказал историю, обрадовался новости
Взаимопроверка
2,1,1,2,1,2,1,1,2
В каких глаголах, чтобы определить переходность можно к существительному не задавать вопрос? Почему?
Отвечают на вопросы Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Слайд3
– Составьте из слов пословицу:пригодится, учиться, всегда
Назовите глаголы. Что в них общего?
Как называются такие глаголы? Почему? Какова тема урока? Цель? Какие задачи поставим перед собой?
Ответы
Учиться – всегда пригодится
Формулируют тему, цель и задачи урока
Оценивают себя.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: составить план достижения целей Слайд 4
Учитель читает строчки:
Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)
Какие слова встретились неизвестные. Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?
- Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Как пишутся сочетания тся, ться? Переходные ли глаголы с –-ся?)
- Есть предположения?
Намечают пути решения задач
Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы
Работа по группам
Проверка
Оценивание
Планирование, прогнозирование (Р),
Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
Слайд5
С.128 учебника Работа в паре. Проверьте свои предположения
Выполняется по заданиям к упражнению.
– На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.)
– Объясните написание тся в этих глаголах.
Работа в паре
Оценивание
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности 1. Образуйте и запишите возвратные глаголы. Слайд 6
Мирить – мириться,
рассердить – …,
обнимать – …,
извинить – …,
удивлять – …,
глядеть – приглядеться,
дружить – подружиться,
ждать – …,
играть – … .
Самопроверка
– Какими способами образованы возвратные глаголы?
– Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ться.)
. Физминутка.
-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак - приседают мальчики, если нет – девочки.
Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.
2. Творческая работа.
а) – Замените словосочетания глаголамисинонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.
Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться).
б) – Запишите синонимы к глаголам.
Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).
Работа в паре
Проверка, оценивание.
Индивидуальная работа с карточками
самопроверка оценивание
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание
Слайд 7
- Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?
- Чему учились на уроке?
- Что было трудным?
- Все смогли безошибочно выполнять задания?
- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?
Оцените себя, друг друга
Оценивание работы
Слайд8
С. 128,учить; у. 689 или 691.
Осуществляют оценку урока и самооценку, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)