- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходностинепереходности, перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Слайд1 Орешек знанья тверд, но все же - Мы не привыкли отступать, Вам расколоть его помогут Волшебные слова «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!» - повторите эти слова три раза, логически меняя ударение. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся | С какой частью речи мы знакомимся? - Что вы о ней уже знаете? Выборочная проверка д/з Слайд 2 Цифровой диктант Переходный непереходный Скучает по брату, причесал волосы, разрумянил щёки, осталась с сестрой, услышала птичку, замахнулся топором, позвала служанку, рассказал историю, обрадовался новости Взаимопроверка 2,1,1,2,1,2,1,1,2 В каких глаголах, чтобы определить переходность можно к существительному не задавать вопрос? Почему? | Отвечают на вопросы | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Слайд3 – Составьте из слов пословицу:пригодится, учиться, всегда Назовите глаголы. Что в них общего? Как называются такие глаголы? Почему? Какова тема урока? Цель? Какие задачи поставим перед собой? | Ответы Учиться – всегда пригодится Формулируют тему, цель и задачи урока Оценивают себя. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: составить план достижения целей | Слайд 4 Учитель читает строчки: Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр») Какие слова встретились неизвестные. Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов? - Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Как пишутся сочетания тся, ться? Переходные ли глаголы с –-ся?) - Есть предположения? | Намечают пути решения задач Работают в паре с теоретическим материалом, составляют схемы Работа по группам Проверка Оценивание | Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний | Слайд5 С.128 учебника Работа в паре. Проверьте свои предположения Выполняется по заданиям к упражнению. – На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.) – Объясните написание тся в этих глаголах. | Работа в паре
Оценивание | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Образуйте и запишите возвратные глаголы. Слайд 6 Мирить – мириться, рассердить – …, обнимать – …, извинить – …, удивлять – …, глядеть – приглядеться, дружить – подружиться, ждать – …, играть – … . Самопроверка – Какими способами образованы возвратные глаголы? – Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ться.) . Физминутка.
-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак - приседают мальчики, если нет – девочки.
Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.
2. Творческая работа. а) – Замените словосочетания глаголамисинонимами, графически покажите, что глаголы возвратные. Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться). б) – Запишите синонимы к глаголам. Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).
| Работа в паре
Проверка, оценивание.
Индивидуальная работа с карточками самопроверка оценивание | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание | Слайд 7 - Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом? - Чему учились на уроке? - Что было трудным? - Все смогли безошибочно выполнять задания? - Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок? Оцените себя, друг друга Оценивание работы Слайд8 С. 128,учить; у. 689 или 691. | Осуществляют оценку урока и самооценку, взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |