Урок в 6 «А» классе МБОУ СОШ № 1г. Константиновска
Предмет: русский язык
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Татьяна Владимировна Федяева
Тип урока: урок изучения нового материала (работа в группах)
Тема урока: «Возвратное местоимение СЕБЯ»
Цели:
Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
Формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.
Задачи:
образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;
воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.
Средства обучения:
Методы обучения:
Ход урока
I Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах (дети размещены по группам заранее) У каждого из вас лежит технологическая карта урока, куда будем выставлять баллы за каждое правильно выполненное задание, правильный ответ. А в конце урока вы подведете итог своей работы и выставите сами себе оценки, которые я перенесу в журнал.
II Актуализация знаний.
Весна! Весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
- Ребята, как вы думаете, какое моё душевное состояние передают эти строки? (на душе у меня по-весеннему радостно)
- Я хочу, чтобы и вы прониклись этим настроением. Хочу, чтобы на уроке вам работалось хорошо. Пусть вам будет комфортно и всё (или многое) получается в работе.
- Поскольку мы сидим по группам, предлагаю участникам каждой группы взяться за руки и вспомнить девиз трёх мушкетеров. Вспомнили? А теперь с улыбкой провозгласите: «Один за всех и все за одного!»
- На уроке вам понадобятся: внимание, память, наблюдательность, умение дружно работать, взаимопомощь, аккуратность.
- Давайте проверим, кто у нас был самым внимательным? Кто из вас может назвать местоимения, встретившиеся в моей речи? (мое, меня, я, вы, вам, мы, за всех, все, у нас, из вас, в моей…)
(ученики называют, а учитель хвалит за внимательность и знания)
II. Фронтальный опрос (проверка и самооценка домашнего задания):
- Напишите ФИ на технологической карте урока.
- За каждый правильный ответ в графе «Фронтальный опрос» вы выставляете себе 1 балл.
- Ребята, а какой раздел морфологии мы с вами изучаем? (Местоимение)
- Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках о такой части речи как местоимение.
Игра «Ромашка»
- Один из членов команды называет номер лепестка ромашки. Я открываю лепесток, а на его обороте – вопрос, на который вам нужно ответить.
Учащимся предлагается, открывая лепестки цветка весеннего, ответить на вопросы:
– Что называется местоимением?
(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) (Слайд № )
– Как изменяются местоимения?
(Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.) (Слайд №)
– Какими членами предложения могут быть местоимения?
(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) (Слайд №)
- А теперь вопрос ко всем:
- Скажите, а какой разряд местоимений мы с вами изучили? (Личные)
- И последний вопрос для 4 – ой команды.
- Перечислите личные местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, оно, она, они)
Обращается внимание детей на экран (Слайд и №) :
…Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
(Н. Рубцов)
_ Найдите в строках Рубцова личные местоимения. (я, с ними)
– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) (Слайд)
– Определите синтаксическую роль личных местоимений. (Я – подлежащее, с ними – дополнение)
- Выставили баллы в наших картах.
III . Лингвистическая разминка. Актуализация опорных знаний и личного опыта учеников.
- Сейчас я предлагаю выполнить задание «Третий лишний» каждой группе. За каждый правильный ответ все участники ставят себе по 1 баллу.
- Я вам раздала карточки. Найдем в каждой строке лишнее слово и докажем, почему. (Слайд )
1 группа: себе, его, вам (т.к. его, вам – личные местоимения)
2 группа: никто, себе, ничто (т.к. никто, ничто – отрицательные местоимения)
3 группа: ты, тебя, себя (т.к. ты, тебя – личные местоимения)
4 группа: себе, играл, спорили (т.к. играл, спорили – глаголы, а себя - местоимение)
- Молодцы. Что вы заметили, когда участники каждой группы исключали лишнее слово? (У всех было лишним слово себя)
- А к какому разряду относится местоимение себя? (К разряду возвратное).
IV. Постановка целей и задач урока совместно с учащимися.
- Тема нашего урока: «Возвратное местоимение»
- Что нам надо узнать на уроке о возвратном местоимении себя как части речи, чтобы изучить его? (Познакомиться с местоимением СЕБЯ как частью речи)
- Как мы можем достичь этого? (Изучить морфологические признаки возвратного местоимения; учиться использовать возвратное местоимение в предложении; учиться употреблять местоимение себя в своей речи и обогащать ее; так как будем работать в группах, то будем учиться сотрудничеству, учиться уважать друг друга, взаимопомощи.) (Слайд № )
- Посмотрите на доску. Я обобщила все сказанное вами.
- Поставьте себе по одному баллу в карту за правильные ответы.
V. Усвоение новых понятий, формирование универсальных учебных умений и навыков.
1. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд№ )
- Давайте откроем учебники на странице 153.
- Каждая группа получила карточки № 1 с заданием. Ваша задача: познакомиться с разделом «Теоретические сведения» и ответить на вопросы. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. (Учащимся дается 2 минуты на прочтение материала и ответ на поставленный вопрос).
1-ая группа: Какое значение как части речи имеет возвратное местоимение себя? (Оно называется возвратным, так как показывает, что действие , совершаемое кем-то, как бы возвращается к действующему лицу)
2-ая группа: В чем особенность изменения возвратного местоимения себя по падежам? ( Местоимение себя не имеет именительного падежа)
- Скажите, а какого рода местоимение себя? (не имеет рода).
- А числа? (не имеет числа).
- А какого лица? (не имеет лица).
3-я группа: С какой морфемой по значению соотносится местоимение себя в глаголах? (по значению возвратное местоимение себя совпадает с суффиксом – ся (-сь) некоторых возвратных глаголов).
- Именно поэтому глаголы делятся на возвратные и невозвратные. В возвратных глаголах действие направлено на самого себя: одел себя – оделся, решился – решил для себя.
4-я группа: Какова синтаксическая роль возвратного местоимения? (Местоимение в предложении выполняет роль существительного6 дополнение или обстоятельство)
Посмотрите на доску. Какую роль выполняет местоимение себя в данных предложениях:
Я все для себя решил.(для кого? для себя - дополнение)
Девочка читала про себя. (как? про себя - обстоятельство)
- А может ли местоимение себя в предложении выступать в роли подлежащего? (Нет, т.к.не имеет формы именительного падежа)
- Не забывайте выставлять баллы в технологическую карту урока.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.
- Возьмите карточки под номером № 2. Вам необходимо записав данные словосочетания в тетрадь, определить падеж возвратного местоимения.
1-ая группа: Быть требовательным к себе (Д.п.),
брать ответственность на себя (В.п.).
- Молодцы! Ребята, запишите данные словосочетания в тетрадь и выделите окончание в местоимении себя.
- Обращаю ваше внимание на то, что поставить 1 балл участники могут только в том случае, если задание выполнено безошибочно.
2-ая группа: Поставить перед собой цель (Т.п.),
винить в неудачах, прежде всего себя (В.п.),
- Молодцы! Ребята, запишите данные словосочетания в тетрадь и выделите окончание в местоимении себя.
3-ая группа: Меньше всего думать о себе (П.п.).
следить за собой (Т.п.),
- Молодцы! Ребята, запишите данные словосочетания в тетрадь и выделите окончание в местоимении себя.
4-ая группа: Отдавать себе отчет в своих поступках (Д.п.),
владеть собой (Т.п.).
- Молодцы! Ребята, запишите данные словосочетания в тетрадь и выделите окончание в местоимении себя.
3. ИГРА «САМЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ»
- А теперь немного отдохнем и поиграем. Игра «Самые внимательные»
- Я называю слова разных частей речи. Ваша задача: если я называю местоимение, вам необходимо хлопнуть в ладоши, если это другая часть речи, пощелкать пальцами. Постепенно темп будет ускоряться. Будьте внимательны!
Мы, земля, с тобой, открой, за стол, у дороги, я, сорока, себя, к себе, за собой, бежали, слон, они, тот, сом, стул, она, ей, ему, о ней, за домом, у дороги, ты, люблю, кроме себя, от себя, сто пять, о себе.
- Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим работать дальше.
4. РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
Проблемная ситуация.
- Давайте выясним как правильно употреблять возвратное местоимение себя. - Обратите внимание на доску. Прочитайте предложение. Правильно ли построено предложение?
Других не суди, на вас погляди.
Что вы заметили? (В предложении неправильно употреблено местоимение, потому что действие, названное глаголом – сказуемым, как бы возвращается к действующему лицу, а такое значение невозможно выразить с помощью личных местоимений – оно выражается лишь возвратными местоимениями)
- Обратимся с вами к упражнению 827 и выполним задание 1 и 2. Егор прочитает задание.
- Прочитаем первое предложение, а затем исправим допущенную ошибку.
Я купил мне новые книги об авиации. (себе).
- Верно, а почему? (Потому что действие, названное глаголом – сказуемым, как бы возвращается к действующему лицу, а такое значение невозможно выразить с помощью личных местоимений – оно выражается лишь возвратными местоимениями).
- Объясните написание окончания в имени существительном. (Об авиации – окончание –и, т.к в словах на –ия в П.п. пишется – и)
- Запишите в тетрадях: упражнение № 827 и запишите исправленное предложение.
- Давайте исправим ошибки во 2-ом предложении.
Ты не забыл взять для тебя в библиотеке об Илье Муромце? (для себя)
- Запишите в тетрадь исправленное предложение.
- А в следующем предложение найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
Мы решили сделать гимнастический уголок на школьном стадионе и очень гордились нами. (гордились собой)
- Проверим. А теперь в каждом предложении подчеркните возвратное местоимение себя как член предложения. (1 пр. – дополнение, 2 пр. – дополнение, 3 пр. – дополнение)
- Молодцы! Выставьте по 1 баллу в технологическую карту те, кто правильно исправил ошибку в последнем предложении.
5. РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.
( Формирование коммуникативных умений).
- В разных речевых ситуациях мы употребляем устойчивые выражения с местоимением себя, позволяющие выразить чувства, мысли. Важна их сочетаемость и правописание.
- Я предлагаю объяснить значение фразеологизма
Строить из себя неизвестно что ( человек слишком высокого мнения о себе, переоценивает себя)
- Правильно. А теперь возьмите листы под номером № 3. На этих листах даны два устойчивых выражения. Задача группы: объяснить их значение. С каждым устойчивым выражением составить предложение.
Учащиеся готовятся (звучит музыка).
- Каждый ученик, ответивший правильно, получает по 1 баллу, следовательно фиксирует балл в карте урока.
1-ая группа:
Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.
Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.
2-ая группа:
Прийти в себя – 1) выходить из обморочного состояния, из забытья;
2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.
Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.
3-ая группа:
Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.
Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.
4-ая группа:
Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.
Само собой - без особых усилий
- Молодцы. Теперь, понимая значения данных устойчивых выражений, вы будете употреблять их в своей речи.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- А сейчас я предлагаю положить перед собой лист под № 4. Это тестовая работа в формате ЕГЭ. Работая с ним, вы закрепите полученные знания на уроке, а я проверю как вы их усвоили. За данную работу я поставлю оценки дополнительно.
В 1313 году татары помогают Великому князю Литвы Гедеминасу в отражении нападения Тевтонских крестоносцев. (2) И всё же в большом количестве татары переселяются сюда только в 1397 году. (3) Уже другой князь Витаутас призывает храбрых татарских воинов к себе на помощь. (4) Наделяет их землями, дорогими подарками, высокими титулами. (5) И татарские воины охраняют польско-литовские земли от многих бед.
(Ф.Ф. Харисов. О татарах и татарском народе: из воспоминаний писателей, историков и современников. – Казань: РИЦ «Школа», 1999. С. 64)
Задания к тексту
Укажите местоимение в предложении (3).
Определите синтаксическую роль местоимения в предложении (4).
1) Дополнение
2) Подлежащее
3) Определение
4) Несогласованное определение
3. В чём особенность местоимения к себе, которое дано в предложении 3?
1) Это неизменяемое местоимение
2) У этого местоимения отсутствует форма И.п.
4. Укажите предложение, в котором местоимение не может употребляться в именительном падеже.
1) Предложение (1)
2) Предложение (2)
3) Предложение (3)
4) Предложение (4)
5) Предложение (5)
5. Определите падеж возвратного местоимения в предложении (3).
1) Дательный падеж
2) Родительный падеж
3) Винительный падеж
4) Именительный падеж
Ответы.
(к) себе
1)
2)
3)
1)
VII. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу и пришло время подвести итоги – поставить оценки за урок в технологические карты. Посчитайте свои баллы, которые вы заработали в течение всего урока.
Отметку «5» поставят себе те ребята, кто набрал 10 баллов и выше.
«4» - 8-9_баллов.
«3» - 6-7_баллов.
«2» - 5 баллов, но у нас таких ребят нет.
- Учитывая вашу работу на уроке и самостоятельную работу, в журнал я поставлю среднеарифметическое.
- Теперь давайте вернемся в самое начало урока, когда мы ставили перед собой определенные цели. Работая дружно и согласно, мы исследовали особенности местоимения СЕБЯ. Достигли ли мы цели?
VIII. Домашнее задание.
- Домашним задание. Вам необходимо выучить правила на странице 153, выполнить упражнение 826 или 828 (по выбору). Эти упражнения на закрепление полученных знаний на уроке. Данные виды работы мы выполняли с вами на уроке.
VIII. Рефлексия
- У вас на столах лежат смайлики. Выберите и поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Желаю всем удачного дня!
- Сдайте мне на стол технологические карты урока и тестовые работы
- Урок окончен.
10