Просмотр содержимого документа
«Виды работ по орфографии»
Материал для проведения языковой разминки
(предложения взяты из книг для чтения серии «Свободный ум»)
1. Простые предложения
Кто-то ночью утащил лес. (И. Токмакова)
Лист качается узорный в синей луже на воде. (Е.Благинина)
Цветы уходили из Мертвой долины. (И. Сладкое)
Эту чудную картину я увидел из окна! (Ю. Мориц)
В каждом из нас есть маленькое солнце. (С. Козлов, Г. Цыферов)
Туман шуршит в саду. (К. Паустовский)
В тумане падают листья. (К. Паустовский) В леса-чудеса мы поедем с тобой. (Г. Сатир) Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. (А. Башлачев) Мы сегодня увидали городок внутри рояля. (О, Мандельштам)
В стране Хохотании жили смеянцы. (Г. Сатир) И каждое воскресенье смеянки пекли печенье. (Г. Сатир)
2. Простые предложения с однородными членами .
Где же прячутся птица и зверь? (И. Токмакова)
Замарашка рук не мыл. месяц в баню не ходил. (И. Демьянов)
Возле калитки сидел Ушастик, щурился на солнце и грыз травинку. (М. Коршунов)
Я завтра же кошку летать научу и этих противных мышей проучу! (Г. Граубин)
Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал, в клей залез передней лапой, еле вылез и пропал. (С. Михалков)
И сразу столпился народ на дороге, шумит, и кричит, и на кошку глядит. (Д. Хармс)
Снежки не долетают, на жарком солнце тают. (И. Токмакова)
А за тучами гуляют солнце, звезды и луна. (Ю. Мориц)
От петуха летели пыль и пух. (К. Паустовский)
Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) Подходит Марфута и видит в лукошке улыбку усатой малиновой кошки. (Ю. Мориц)
Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил залу. (А. Толстой)
В воде и холоде болот цветет подснежник. (Б. Пастернак)
Домашний Пышкин и дикий Клоков дрались портфелями после уроков. (О. Григорьев)
Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт)
Я иду в пустую баню, кипячу чай. (К. Паустовский)
Рассядемся я, и ты, и медведь и будем песню лесную петь. (Г. Сатир)
Любили смеянцы веселье и танцы. (Г. Сатир)
И пошла потихоньку принцесса, прямо к замку вышла из леса. (Г. Сангир) Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку. (О. Григорьев)
А кошка проснулась, и выгнула спину, и пробовать стала лесную малину. (Ю. Мориц)
3. Сложные предложения
Дует ветер со снежком. Дед Мороз идет с мешком. (Ю. Мориц)
Все мальчишки в речку лезли, я один сидел на пляже. (А. Барто)
Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону. (Ю. Мориц)
А вечером папа спросил: «Ну как? Понравилось в цирке?» (В, Драгунский) Наш друг ослик говорит: «Счастье - это собирать звон травы, звон ветра...» (С.Козлов, Г. Цыферов)
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
(Правила в стихах для заучивания наизусть)
Письмо по памяти (самодиктант) - вид зрительного диктанта. Текст, предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, подвергается орфографическому анализу, затем записывается по памяти (иногда диктуется учителем - зрительно-слуховой вариант) и проверяется самими учащимися по книге с выделением орфограмм. Данный вид работы развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места».
Рифмованные строчки учитель может использовать не только в виде самодиктантов. Правила в стихах можно предлагать учащимся для списывания, с последующим выделением орфограмм, для выборочного диктанта, орфографических пятиминуток и т.д.
Все тексты составлены по темам, которые изучаются с 1 по 4 класс начальной школы, и могут быть выбраны учителем (по своему усмотрению) на любом этапе изучения.
В данной работе отражены следующие темы:
1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
2. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Перед ребенком сразу встанет вопрос, как переписывать: правильно или так, как есть. Появится проблема – возникнет необходимость ее решить.
Списывание заведомо неверных по смыслу предложений.
Медведь боится волка. Папа младше сына.
Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.
Ребята идут в школу. (Мальчики идут в школу. Ребята бегут в школу. Ребята идут из школы. Ребята идут в библиотеку.)
После выполнения задания дети читают и обсуждают получившиеся варианты.
Списывание с сокращениями, где непременным условием является сокращение каждого последующего предложения на одно слово.
Вова ел вкусный суп. Вова ел суп. Вова ел.
Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы, несущей на себе основную смысловую нагрузку.
Списывание предложений с добавлениями. (Может быть подключено на последующих этапах работы.)
Подобные задания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.
Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.
Слуховые упражнения.
1. Покажите ударную гласную в словах.
Книга, пенал , учебник, тетрадь, блокнот.
2. Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные.
Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
3. Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это слово светофором зеленого цвета.
2. Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
Яркие цвет
Солнечное краски
Желтый небо
3. Выпишите из словаря слова по теме, предложенной учителем. Поставьте ударение.
4.Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами:
-ок- -очк- -к-
лесок козочка горка
грибок розочка норка
носок лампочка вилка
Какая группа слов нуждается в проверке ? Почему ? Назовите проверочные слова.
5. Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных слов подчеркните проверочные.
Морская служба.
Без моря не могут жить моряки. Трудна и почетна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.
6. Составьте предложения из слов с безударными гласными ( тропинки, лесные ) по вопросам что? Какие? Куда ведут?
7. Из слов, записанных на доске, составьте предложения. Устно назовите проверочное слово.
Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба. Не имеют, золотые, цены, зерна. « Колосья хлеба - самая дорогая для нас кладовая. Золотые зерна не имеют цены.»
4.Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами:
-ок- -очк- -к-
лесок козочка горка
грибок розочка норка
носок лампочка вилка
Какая группа слов нуждается в проверке ? Почему ? Назовите проверочные слова.
Упражнение творческого характера.
1. Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных слов подчеркните проверочные.
Морская служба.
Без моря не могут жить моряки. Трудна и почетна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.
2. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную и ударную гласные, выделите корень.
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
3. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне. Мак, маковый, макушка, маковка. Мигнуть, промокнуть, рискнуть, покинуть.
4. Составьте предложения из слов с безударными гласными (тропинки, лесные) по вопросам что? Какие? Куда ведут?
5. Из слов, записанных на доске, составьте предложения. Устно назовите проверочное слово. Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба. Не имеют, золотые, цены, зерна. « Колосья хлеба - самая дорогая для нас кладовая. Золотые зерна не имеют цены.»
6. Подберите однокоренные слова. Составьте предложения со словами.
Меховая шапка - шапка из меха. Звериный след - след.... Ст...льная лента - лента из ...
8. Послушай загадку. Назовите слова с безударной гласной в корне.
Я над речкой лежу, оба берега держу. ( Мост).
9. Укажите безударную гласную в:
корне и суффиксе: красота, теснота; корне и приставке: зарядил, отвечать, завяжи, погасить.
9.Приведите пример с определенным корнем ( лис, лист, мед, миг), с определенной приставкой и суффиксом.
10. Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.
Зимой в поле лежал, весной в реку побежал.
11. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне. - низ – (низинка, низовье, низок) -нов- ( новинка, новичок, обновление).
Упражнение с выборочным ответом.
В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эти слова.
1. Слезать, слежка, летит.
2. Слезать, следить, слетать.
3. Перелезет, наследил, долететь.
Упражнение на списывание.
К выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Какой является в корне гласная? Подчеркните ее. Поставьте ударение.
Часы чинит............. Часовщик, сторож,
Лес охраняет......... садовник, мастер,
За садом ухаживает....... лесник
Различные виды выборочных диктантов.
Выпишите слова с безударной гласной в корне. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.
Стояла зима. Миша шел за водой. Тропинка была узкая. Тропинка утопала в снегу. Вдруг Миша заметил следы зайца. Он глодал кору дерева около дома.
Упражнения устные.
1. Прочитай загадку (пословицу). Назовите слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова.
На шесте - дворец, Бежит с горушки,
Во дворце - певец. Прижав ушки.
А зовут его.... (скворец) (Заяц).
2. К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Платить (плата, платный, бесплатный, расплата), тяжелый (тяжесть, тяжко).
3.Учитель показывает слово с безударной гласной в корне. Учащимся надо назвать проверочное слово.
Рябина цветет
Гнездо носить
Бельчата нес
Орфография в стихах
Какготовить домашнеезадание
Я задание прочту,
Орфограммы все найду.
Правила к ним применяю,
Букву нужную вставляю.
Вот теперь могу писать
Упражнение в тетрадь.
***
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного «невидимку»
Можем ухом различать.
А еще - произносить,
Но не трогать, не носить.
***
Лена, Наташа, Светлана и Алла –
С буквы заглавной я написала.
Правило это запомнить готова:
С буквы заглавной пишется слово,
Когда человека оно называет.
С маленькой буквы тех слов
не бывает.
Вова, Алеша, Сережа и Миша –
С буквы заглавной
всегда мы напишем.
Игра-упражнение «Перенос слов»
Незнайка:
Зачем мне правила учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с оценкой «пять»!
Учитель: Так уж и на пять! А вот мы сейчас и проверим, как
Незнайка знает правила переноса слов, как он разделил слова для переноса.
I
1. За-йка, ле-йка, ча-йка, ла-йка.
2. Та-я, ме-ль, о-са, гла-за.
3. Конь, ко-нь-ки, о-вца, ко-з-а.
Учитель: Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
II
1. Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.
2. Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.
Учитель:
Ошибки есть! И мой вопрос:
Кто тут исправит перенос?
III
Учитель: «Филин», «франт», «афиша», «офис»
Наш Незнайка переносит:
Фи-лин, ф-рант, а-фиша, оф-ис...
Зря поставить «пять» он просит.
Тут в словах ошибок воз.
Кто исправит перенос?
Мягкий знак
1. В руки взял он длинный шест -
Получилось слово шесть.
Появился в середине -
Горки стали вдруг горьки,
Пенки сделались пеньками,
Угольками - уголки.
Не могу понять никак:
Ты волшебник, мягкий знак?
2. Мягкий знак - хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу Мел,
которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети, не ленитесь
И примерно все трудитесь.
Вот тогда могу сказать: «Все получите вы пять»
Жи - ши, ча - ща, чу - щу
Я правила в школе
учить начинаю,
Теперь очень твердо,
уверенно знаю:
ЖИ - ШИ пишем с И,
ЧА - ЩА пишем с А:
ЩУренок, пруЖИна, ЧУдесный,
маШИна,
ЧУлан и задаЧА, снеЖИнка,
УДаЧА!
Чк, чн, щн, нщ
Тучный, скучный и мучной,
Мощный, точный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах чк, чн
И встречается щн.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак,
В сочетании чк
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
***
Сколько в слове гласных звуков,
Столько в слове и слогов.
Это правило понятно
Для моих учеников.
В слове мама гласных два.
Поиграю я в слова.
Гласный в слове я найду,
Слог дугою обведу:
Лей-ка, зай-ка и ба-тон,
А-пель-син, цве-ток, бу-тон.
***
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласный прочитать.
День, коньки, пальто и пень...
Составлять слова не лень –
С мягким знаком в середине,
С мягким знаком на конце...
Он в альбоме, в апельсине,
На асфальте, на крыльце!
Диктант «Запиши в тетрадь только гласную а или о».
Будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук.
Нора, жара, дома, сосна -
Одна из гласных не ясна.
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, комок,
Оса, коса, моря, сова.
Проверить надо все слова!
А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова из диктанта и записать их. Кто больше вспомнит? Время на выполнение задания - 2 минуты.
Проверка под диктовку учителя.
Проверь внимательно, мой друг;
В словах есть безударный звук.
Кто смог слова все написать,
Поставит пусть в тетради «пять».
Непроизносимый согласный
Согласный не слышится в слове
порою, Но вот на письме -
совершенно иное...
Запомни слова или их проверяй,
Согласный, дружище, где нужно,
вставляй:
Известный, прелестный,
Капустный и местный...
Согласному трудно поверить!
А как же его нам проверить?
Мы форму изменим
У трудного слова,
Согласный звучит -
и писать мы готовы!
Известный - известен...
А дальше как быть,
Когда это слово нельзя изменить?
Пусть родственник слова
на помощь придет,
И хитрый согласный
от нас не уйдет!
Известный - известие,
здравие - здравствуй,
Теперь от ребят ты не прячься,
согласный! А трудности будут -
словарик возьмешь И нужное слово
всегда в нем найдешь.
Диктанты Ъ или Ь?
Учитель читает рифмовку. Ученики в тетрадях пишут только твердый или мягкий знак.
Объявил, полозья, съезд,
Объяснил, объедки, съест,
Обезьяна, льет, подъезд,
Вьюга, вьюн, семья, разъезд.
Безударная О илиА, Е илиИ?
1. Будь внимателен, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Село, гнездо, поля, весна –
Одна из гласных неясна.
Страна, земля, стрела, роса,
Сосна, зерно, звезда, краса,
Мосты, гроза, следы, листок,
Моря, река, леса, цветок,
Вода, дела, гроза, трава –
Проверить надо все слова!
2. Кроты, слова, зима, весна –
Одна из гласных неясна.
Перо, листы, трава, лесок,
Волна, стена, спина, носок,
Дела, лисенок и трава –
Проверить надо все слова!
Какую согласную напишешь на конце слова?
1. Обед, завод, медведь, кровать,
Наряд, народ, этаж, тетрадь,
Каприз, морковь, багаж, гараж,
Малыш, запас и карандаш.
2. Кит и год, мороз и нос,
Машинист и паровоз.
Йогурт, корж и лимонад,
Абрикос и виноград.
Какую согласную напишешь в середине слова?
1. Согласный парный проверяй
И в середине замечай!
Рыбка, грядка, кружка, складка,
Травка, сетка и тетрадка.
Крышка, лапка, лодка, ласка,
Книжка, ложка, утка, сказка.
2. Ушко, кошка, мышка, репка,
Шубка, шутка, травка, крепко,
Грядка, шапка и лошадка,
Сетка, чашка и помадка.
3. То ли Ж, то ли Ш?
Пиши, дружочек, не спеша.
Дружки, снежки, горшки, прыжки,
Сапожки, ложки, гребешки,
Лужки, флажки и ножки,
Кружки и осьминожки.
4. Миски, кашка, ложки,
Книжки и обложки.
Пряжка, варежки, сапожки,
Куртка, юбка и сережки.
Думай, проверяй, пиши,
С правилами ты дружи.
Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда - лишний груз.
Дети поют и смеются,
Дружат и не дерутся.
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым.
Я и пою, и танцую.
Видишь, дружок, запятую?
Перед союзами «а» и «но»
Долгих сомнений быть не должно:
Не думай впустую -
Ставь запятую!
Мы не шумим, а смеемся.
Спорим, но не деремся!
Сказка.
« Чу - щ у».
Жили-были два государства: государство гласных, где жили буквы У и Ю; и государство согласных, где жили буквы Ч и Щ .
И вот, однажды, пошли две подруги Ч и Щ в гости к буквам У и Ю. Шли они долго, устали, да и проголодались.
Постучались они в дом, дверь открыла буква У и видят буквы Ч и Щ,
что буква У грустная и усталая. Спрашивают: «Сестрица - буква У, чем ты опечалена?». А У отвечает: «Как же мне не печалится, моя соседка, буква Ю меня обижает и всегда съедает мой обед!».
Не понравилось это буквам Ч и Щ и решили они поговорить с буквой Ю, но не тут - то было. Буква Ю даже разговаривать не захотела с ними. Она была такая толстая и жадная, что даже не угостила обедом уставших гостей Ч и Щ.
Видят буквы - подруги, что букве У здесь не будет жилья, они и говорят: «Сестрица У, пойдём к нам жить, с нами не пропадёшь». И буква У согласилась.
С тех пор буква У дружно живёт с буквами Ч и Щ. а буква Ю так и осталась одна, толстая и жадная.
Буквы Ч и Щ не стали дружить с буквой Ю.
Запомните, ребята, ЧУ—ЩУ всегда пишите с буквой У.
Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец!
Сказка.
«Жи-ши».
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и III пошли искупаться на речку. Доплыли до середины, улеглись на мель.
Потемнело небо, грянул гром, побежали лёгкие волны по озеру и накрыли Ж и III. Испугались бедные, кричат: «Помогите!».
А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и пошла спокойно домой. Волна вот-вот накроет их с головой.
Но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула букве Ж, другую - букве III. И вытащила их на берег.
С тех пор, согласные Ж и III дружат только с буквой И.
Помните, ЖИ, ШИ пишите с буквой И.
Сказка.
«Ча-ща».
- Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла в сказочном городке с необычным названием Буквоград, где живут ... Правильно. Где живут буквы ...
- Так вот, история эта произошла зимой, когда завывают метели и кружат вьюги. На улице было очень холодно.
В один домик, где жила буква Я постучалась А. она очень замёрзла. Но буква Я не захотела пустить бедняжку А погреться и прогнала она букву. И пришлось бедной букве А идти дальше. И вот постучалась она в следующий дом, где жили весёлые друзья буквы Ч и Щ. они впустили букву А, накормили, обогрели, да и оставили у себя перезимовать.
Очень подружились буквы. И во всех словах, где встречается сочетание букв ЧА, ЩА буквы - друзья всегда вместе.
- Произнесём хором ЧА, ЩА. Какой звук слышится на конце?
Но вспомните, ребята, ведь буква Я не пустила к себе А, она её обидела, поступила не хорошо, неправильно. И поэтому буквы Ч и Щ не стали дружить с нехорошей буквой Я. Вы никогда не увидите вместе буквы Ч и Щ с Я.
И поэтому запомните: ЧА, ЩА пишите с буквой А.
Сказка
о парных согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные — они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать рядом с согласными, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети: чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
Сказка
о гласных буквах а и о.
Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв это слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
Игра «Догадайся сам»
Цель: Тренировка в слогоделении, в ударении. Наглядный материал: картинки с изображением птиц.
В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой - два кружка. Учитель показывает картинки птиц, дети должны не только произнести слова - названия птиц, но и разделить слова на части, определить , на какую часть слова падает ударение. Затем надо определить в какую часть доски следует поместить показанную птицу. Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины и т.д.
Игра «Положи палочку».
Цель: тренировка в слогоделении, в постановке ударения. Наглядный материал: у каждого ребенка набор полосок для записи слогов, счетные палочки.
Учитель показывает игрушки, картинки ( по одной теме), а дети должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку над первой полосой, если в конце - над второй. Игра «Как звучит слово?»
Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением. Наглядный материал: у каждого ребенка набор квадратов: черных и белых. Учитель медленно произносит слово мам, предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произнесении первую часть дети произносят громче, немного задержавшись на ней. У каждого ребенка набор черных и белых квадратов. Учитель медленно произносит слова, дети «записывают» их по слогам; если слог ударный, кладут черный квадрат, если безударный -белый.
Рекомендации
• ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе
• постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец)
• использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р
• на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля
• приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?) ООО
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать)
• подбор слов к звуковым моделям
• использовать задания ловушки (сколько звуков в слове «два»?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове «вата»- мягкие?
• Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху.
• «Найди опасное место».
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
• «Светофор».
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут «опасное место».
• «Зажги маячок».
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
Грамматические пятиминутки
1. Вставь правильные предлоги.
на
за
с
Сидеть…последней партой
с
из
Сделано…дерева
Со
из
от
Прийти…школы
к
до
Подойти …дому
с
из
в
Смотреть…окна
с
над
Смеяться…лодырем
2. Вставь в словосочетания правильные предлоги.
Имя существительное
Имя существительное —
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? И что?
Всегда отвечает.
Местоимение
Наберись, дружок, терпения!
Глагол
Глагол обозначает действие предмета!
Все, без исключения,
Отлично знают это.
Что делать? и что сделать?
Вопросы так просты.
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.
Заучи местоимения:
Яи мы,тыи вы, Он, она, оно, они.
Наречие
Всем известно, что наречие —
Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Его вопросы без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
Предлог
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Он членом предложения не бывает,
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Очень занимательное.
Его вопросы чей? какой?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает
Признаки предметов.
И без существительного
Не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,
Предмет распространяет.
Без него нам не прожить —
Это каждый знает.
Красный, синим, голубом —
Это будет род мужской.
Женский род -
Красивая одежда наша зимняя.
Доброе весеннее солнце светит всем!
Средний род запомним тоже
Все мы без проблем.
Какографические упражнения
1. Задания с ошибками
В методике было много споров об эффективности заданий, в которых ученик должен исправить ошибки. Но, как показывает практика, подобная работа очень результативна. Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку в чужом тексте, чем в своей собственной работе. Кроме того, у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание.
Задание 1
Саша плохо написал диктант. Найди все ошибки (их 12), исправь их, напиши слова правильно и объясни, почему они так пишутся.
Довным-довно на белом свети жыли глупые кароли, кросивые принцессы, страшные лисные розбойники и виселые трубадуры. Трубадуры бродили по дарогам, пели песни и устраивали канцерты, которые нород очень любил.
Задание 2
Прочитай, что однажды случилось на уроке. Напиши правильно слова, в которых были сделаны ошибки, объясни правописание.
На следующий день после диктанта Нина Николаевна сказала:
— Я проверила ваши тетради с диктантом. Шарик, ты сделал много ошибок. Начнем все сначала. Иди к доске и напиши несколько предложений со словами на букву А.
— Это очень легко, — сказал Шарик и написал:
Аднажды в актябре Саша посадил в ага-роде абыкновенные оващи: апельсины, ананасы и абрикосы. Он абещал показать мне агарод, но абманул.
Все засмеялись. Нина Николаевна предложила ребятам найти и исправить ошибки. Первой подняла руку Маша.
— Почему ты написал об апельсинах, ананасах и абрикосах? Разве они в наших краях растут?
А умная Мурка спросила:
— Апельсины, ананасы и абрикосы — это овощи? Я думаю, что это фрукты.
Саша встал и обиженно сказал:
— Шарик все написал неправильно. Не я, а садовод посадил. И не апельсины, ананасы и абрикосы, а огурцы, арбузы и картошку, и не в октябре, а весной.
— Ребята, — грустно обратилась к классу Нина Николаевна, — а грамматических ошибок никто из вас не видит?
— Конечно, видим, — скромно сказал ученый Попугай, — в некоторых словах Шарик написал букву А вместо О.
Шарик быстро взял тряпку, стер в словах А и написал О. У него получилось:
Однажды весной содовод насадила в огароде обыкновенные оващи: орбузы, агурцы и кортошку. Она обещала покозатъ мне огарод, но обмонула.
— Ты сделал одиннадцать ошибок, — пришла в ужас Нина Николаевна. — Кто их исправит?
Задание 3
Саша получил письмо с ошибками. Предложения, в которых есть слова с ошибками, он отметил. Найди ошибки, подбери проверочное слово, напиши эти предложения правильно.
Пришло письмишко мне,
Гляжу —
Из лагеря, от Мишки...
Здесь чудный лук, и я лижу —
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит плут...
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет?
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход.
я запиваю песни...
На днях в лесу нашел я грусть
и очень был доволен...
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется — надо подлечить:
Заставить правила учить...
(А. Шибаев)
Тема «Написание приставок. Предлоги и приставки»
Морозные узоры
За ночь сито пахолодало. На стёклах появились узоры. Кто нарисовал их? Нахолодном стикле оседают тёплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чудесный ресунок.