Орфографическая грамотность обучающихся (из опыта работы)
Орфографическая грамотность обучающихся (из опыта работы)
Орфографическая грамотность до сих пор ещё является слабым, уязвимым местом в практической работе учителя русского языка, особенно в пятых классах.
В работе над повышением орфографической грамотности, как и во всякой другой, должна быть строгая система, плановость, особая для каждого класса, с учётом возраста и степени развития учащихся.
Эта система должна иметь в виду не только орфографическую грамотность, но и вообще развитие письменной и устной речи учащихся, в значительной мере обусловливающих и эффективность обучения орфографии.
Следовательно, занятия орфографией должны иметь тесную связь с другими видами работы по русскому языку, с навыками развития письменной и устной речи, с литературным чтением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Орфографическая грамотность обучающихся (из опыта работы) »
МБОУ СОШ № 22 г. Смоленска
Орфографическая грамотность
обучающихся
(из опыта работы)
Учитель русского языка и
литературы Трущенко Т. Г.
Орфографическая грамотность до сих пор ещё является слабым, уязвимым местом в практической работе учителя русского языка, особенно в пятых классах.
В работе над повышением орфографической грамотности, как и во всякой другой, должна быть строгая система, плановость, особая для каждого класса, с учётом возраста и степени развития учащихся.
Эта система должна иметь в виду не только орфографическую грамотность, но и вообще развитие письменной и устной речи учащихся, в значительной мере обусловливающих и эффективность обучения орфографии.
Следовательно, занятия орфографией должны иметь тесную связь с другими видами работы по русскому языку, с навыками развития письменной и устной речи, с литературным чтением.
Опыт работы показывает, что основным злом в области грамотности являются безударные гласные, на них падает подавляющее число ошибок. Это привело меня к мысли спланировать работу над безударными гласными в корне на все годы обучения в средней школе, начиная с пятого класса.
Сначала я просмотрела предлагаемые тексты диктантов, сборники упражнений по орфографии, познакомилась тщательно с письменными работами учащихся, выписала наиболее часто встречающихся ошибки на безударные гласные корня и на основании всего этого составила список тех слов, которые следует проработать в пятом классе.
Затем я наметила примерную последовательность работы над словом и корнями (памятку):
Повторение состава слова: основа и окончание, приставка, корень, суффикс.
Повторение ударения.
Определение состава слов одного и того же корня.
Образование новых слов от данного слова или корня при помощи приставок и суффиксов.
Распределение данных слов по группам родственных слов.
Распределение по группам сходных по звукам слов разного корня.
Составление предложений с выделенными словами.
Последующее закрепление материала урока на различных упражнениях обучающего характера.
По истечении известного периода проведение контрольного диктанта, включающего слова с изучаемыми словами.
В работе над повышением орфографической грамотности в теме «Безударные гласные» широко использую несколько приёмов проверки корневой гласной ударением. Со всеми этими приёмами знакомлю пятиклассников.
Первый приём:
Постановка слова во множественном числе:
дерево - деревья;
стена - стены;
окно - окна;
письмо - письма;
гроза - грозы.
Второй приём:
Постановка слова в единственном числе;
волы - вол;
валы - вал;
шкафы - шкаф;
цветы - цвет;
леса - лес.
Третий приём:
Образование слов уменьшительно —ласкательного значения
зима - зимушка;
река - речка;
короб - коробка;
орёл - орлик;
седой - седенький;
плохой — плохонький.
Четвёртый приём:
Постановка прилагательного в краткой форме.
дорогой - дорог;
зелёный - зелен;
босой - бос;
нагой - наг;
весёлый - весел;
счастливый - счастлив;
Пятый приём:
Перемена глагольных форм
Перемена времени
привязал - привяжет;
появился - появится;
показал - покажет;
осветил - осветит;
глядел - глянет.
Перемена рода
спасла - спас;
отвела - отвёл;
свела - свёл;
свила - свил.
Шестой приём:
Перемена частей речи
зачастил - часто;
попросил - просьба;
заскрипел - скрип;
облако - обволакивать;
вожатый - водит;
разъярённый - ярость.
Такими упражнениями учащиеся занимаются очень охотно и незаметно для себя приобретают навыки быстрого подбора слов с ударением на нужном месте.
С особенным интересом и большей пользой для себя учащиеся пятого класса занимаются подбором проверочных слов из различных частей речи.
Данная работа, считаю, очень полезна, так как ученики, помимо основной цели, осваивают ещё грамматические признаки различных частей речи.
Наряду с описанным большую работу провожу со словами, в которых гласная корня не проверяется ударением.
Для этого даю учащимся опорные слова с непроверяемой гласной в корне, а учащиеся должны подобрать к ним ряд родственных слов.
Например:
Артиллерия - артиллерийский, артиллеристы и др.
Систематически при выполнении домашнего задания учащимся предлагалась небольшая дополнительная работа: выбрать из текста упражнения и написать в два столбика слова, проверяемые и непроверяемые ударением: к словам проверяемым дать проверочное слово, а к словам непроверяемым дать второе слово того же корня.
столовая - стол;
ребёнок - ребята;
детина – дети;
энтузиазм - энтузиаст.
Таким образом, разнообразные способы проверки безударных гласных вызывают большой интерес учащихся к этой теме, тем самым они теоретически и практически лучше усваивают это сложное орфографическое правило.
Важную роль в работе над повышением орфографической грамотности играет словарная работа. Остановлюсь на некоторых её формах, которые применяю в своей работе и которые помогают мне в работе над повышением орфографической грамотности учащихся.
С первых уроков преподавания русского языка в 5 - х классах веду работу со словами научного характера. Например: грамматика, параграф, введение, понятие, предложение, сочетание и т.д.
Необходимо раскрыть содержание таких слов.
Ведь не объяснить их - значит, с первых уроков приучать учащихся к поверхностному чтению книг и работе над учебником, прививать им навыки механического заучивания материала, невнимательного отношения к правильному пониманию слов и их правописанию.
Следовательно, с объяснения грамматических терминов и других непонятных слов и надо начинать словарную работу в 5 - х классах.
Необходимо это слово записать на доске и в ученических словариках, обратить внимание на его правописания. Затем составляю с учащимися альбом - словарь научных терминов. Страница такого альбома выглядит примерно так:
Все эти грамматические термины войдут в активный запас. А чтобы учащиеся правильно пользовались новыми словами, я даю задание: придумать предложения на данные слова.
Более широко я развёртываю словарную работу при изучении темы « Состав слова».
В учебнике есть целый ряд упражнений словарного характера: отыскать корень, подобрать родственное слово, подобрать к данным словам антонимы, синонимы и т.д. Но этих упражнений недостаточно для закрепления одного из существенных разделов программы. Поэтому я несколько расширила эту работу. Очень внимательно просматриваю тексты упражнений, которые даю ученикам в качестве домашних заданий; в них тоже встречается немало непонятных учащимся слов: корректор, форзац, эксперт, реанимация, эксперт и т.д.
Эти слова обязательно объясняю, а учащиеся записывают их в словарики.
Подобную словарную работу провожу и на уроках литературного чтения. Каждое художественное произведение даёт большие возможности для словарной работы.
Все «непонятные» слова, встречающиеся в тексте, я разделяю на группы.
Первая группа слов - это слова, которые мы можем встретить только в художественной литературе: вершок, именинник, посох, жалование и др.
Вторая группа - это слова, которые мы и теперь употребляем в нашей литературной и разговорной речи: втулка, оладьи, иллюстрация, серебро и др.
Из них часть объяснена в примечаниях. С остальными следует поработать. После объяснения слов записываем их в индивидуальные словарики - с кратким объяснением. Хотя эти слова и не из активного запаса, но они часто будут встречаться при чтении художественных произведений, и поэтому, записав их в словарик, учащиеся лучше запомнят их правописание и смогут справиться об их значении, если забудут.
Со словами второй группы нужна иная работа. Необходимо, чтобы они прочно вошли в активный запас слов учащихся.
После объяснения значения каждого из этих слов мы работаем над ними так же, как и над словами из учебника русского языка: разлагаем их на составные части, находим корни, выявляем, какой оттенок или новое значение придают этим словам приставки и суффиксы. Затем включаю эти слова в объяснительные диктанты.
Для выработки грамотного орфографического письма отдаю предпочтение своим излюбленным приёмам, которые в моей работе с орфографией могу назвать ведущими.
Один из них - письменное орфографическое комментирование, который является «зеркалом обратной связи». Этот вид работы не прививается сразу, он требует определённой подготовки. Сначала объясняю учащимся, какое значение имеет комментированное письмо, затем обучаю комментированию несложных в орфографическом отношении слов (стрижи - жи, ши пиши с буквой и), так же как чижи, лыжи, малыши... Требование давать свои примеры должно неукоснительно соблюдаться. Очень важно поощрять комментирование. Также использую графическое комментирование (схемы, стрелки).
Наиболее сложным и эффективным считается комментирование «Ссылка на параграф»: ученик должен установить факт, сослаться на параграф, записать в свернутом виде правило, привести примеры: пресладкий - приставка пре, параграф 31, высшая степень качества: предобрый, прекислый.
Ещё хочу обратить внимание на один из моих часто применяемых в практике приёмов при выработке грамотного письма - это устная форма работы, особенно на стадии закрепления материала. Считаю, что устная тренировка разрешает охватить значительный объём материала и хорошо готовит к письменные работам, а также быстрый темп устных видов работ обеспечивает внимание учащихся.
С этой целью я широко использую сигнальные карточки с буквами Е - И (чередующиеся гласные в корне, склонение имён существительных, окончания глаголов).
Подобным образом отрабатывается правописание приставок пре-при, н - нн и др.
Все эти виды работ способствуют развитию орфографической зоркости, воспитывают у них чувство самоконтроля.
Остановлюсь подробнее на самоконтроле при обучении орфографии в 5 - м классе.
В начале учебного года в 5 - м классе наблюдаю за учащимися во время контрольного диктанта и вижу, что многие из них редко задумываются над своими написаниями в процессе письма. Это означает, что у учащихся ещё не выработано внимание к слову. Из этого сделала вывод: навык самоконтроля следует начинать с выполнения устных, слуховых упражнений, развивать в них речевой слух и слуховой самоконтроль.
Приведу некоторые задания для устных упражнений:
найти на слух нужную орфограмму в слове;
найти на слух нужную орфограмму в словосочетании;
найти на слух нужную орфограмму в предложении;
в тексте, воспринятом на слух, найти определённую орфограмму и указать, сколько раз она встретилась;
определить устно состав орфограмм отдельного слова;
сопоставить звуки и буквы в слове;
провести устный анализ всех орфограмм предложения;
провести фонетический разбор всех слов предложения.
В процессе выработки прочных орфографических навыков большое внимание уделяю предупреждению ошибок.
Считаю, что успеха в этом деле можно достичь при выполнении следующих условий: научить школьников работе над ошибками, заранее подготавливая к ней; создать систему самостоятельного исправления ошибок, в которой ученики могли бы легко разобраться.
Из многолетнего опыта педагогической практики делаю вывод, что со способами объяснения орфографических ошибок нужно знакомить учащихся задолго до выполнения тех или иных письменных работ. При этом учитель выигрывает как во времени (не придётся делать разъяснений на специальных уроках), так и качестве самой работы (учащиеся, будучи подготовленными, активно и заинтересованно станут работать над ошибками).
При изучении нового материала обязательно провожу работу по обучению экономному письменному объяснению тех или иных орфограмм, одновременно с этим провожу упражнения, направленные на формирование у учащихся умения письменно объяснить ту или иную орфограмму. Так создаётся сводная таблица объяснения орфограмм.
Практикую как общеклассную, так и индивидуальную работу над ошибками. Коллективную работу организую следующим образом.
Пользуясь сводной таблицей общеклассных ошибок, при подготовке к следующему уроку включаю слова из неё в упражнения для объяснения и закрепления по новому материалу.
Переход от коллективной работы к индивидуальной осуществляется постепенно: в 5 - м классе индивидуальная работа над допущенными ошибками проводится после общеклассной. А в 6-7 классах учащиеся постепенно объяснение своих ошибок производят до общеклассных занятий.
Работа над повышением орфографической грамотности только тогда будет эффективна, когда она ведётся планово, в системе, что требует кропотливой и большой подготовительной работы, описанной выше.