Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенных и нераспространенных).
Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенных и нераспространенных).
Формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных членах предложения, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенных и нераспространенных).»
Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс
Цели урока:
деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;
содержательные: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных членах предложения, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.
II. Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).
- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.
Упр. 277, с.126.
- Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)
(проверяем выборочно).
- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.
- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?
III. Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).
- Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.
Внимание!
- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.
- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.
Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.
Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.
- Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?
- Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.
(Распространенные и нераспространенные предложения).
- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?
- Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.
IV. Физкультминутка.
- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
- О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?
VI. Работа с учебником.
- Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)
- А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.
( 1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? ( самопроверка, выставление оценок).
Молодцы!
VII. Работа в парах.
- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.
(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).
VIII. Устная коллективная работа на повторение.
- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.
Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?
Не шуми листвой!
побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.
О чем поет в листве соловушка?
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
На лесном озере расцвели кувшинки.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.
Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.
- Приятно вспоминать зимой о лете!!!
IX. Итог урока.
- Итак, подведем итоги.
Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).
Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).
Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?
- А теперь запишем задание на дом.
Домашнее задание: правило на с.127 (151),
Упражнение 282(410).
- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.
Оценки за урок получили:
- Я довольна вашей работой.
- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.