Просмотр содержимого документа
««Виды придаточных предложений»»
МКОУ Вигская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
«Виды придаточных предложений»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Князева О.А.
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Но внесены изменения в соответствии с заданиями ГИА. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений».
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.
Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.
Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.
Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.
Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:
Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЦЕЛЬ УРОКА:
обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
Задачи:
создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач
НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»
Ход урока
I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).
Объяснить значение слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование. Правильно записать
Подбор слов –синонимов к слову «жестокий» (безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый ).
Диагностика: Открываешь окошко настежь.
Укажите слово с чередующейся гласной: умолять, разбирать, поласкать, участь
Фонетическая часть разминки:
в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.
Чем осложнено простое предложение: Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
Замените словосочетание «больно вспоминать», построенного на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управлением. (Вспоминать с болью)
II. Введение в ситуацию урока
Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1
Учитель:
«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»
III. Получение новых знаний. Исследование
Постановка проблемы
Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).
Учитель: Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, сформулируем учебную цель, учебную проблему.
/учащиеся формулируют вопрос-задачу:
«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/
Учитель: Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
Поиск путей решения проблемы
Учитель:
Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду./обращаемся к эпиграфу/
Начнём учебное исследование:
1)(см. приложение 1, слайд №3)
Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
- Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
- (чей?) Мой дом находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
(запуск слайда №4)
2) (см. приложение 1, слайд №5)
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
- Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
- Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3) (см. приложение 1, слайд №6)
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
- предчувствовало (что?)
- дом (какой?)
- добрались (когда?)
IV. Сравнение, сопоставление, выводы.
Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):
Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель:
Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»
Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.
Учитель:
Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
каким способом придаточные прикрепляются к главному?
Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).
1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.
3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.
Учитель:
К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
Каким способом придаточные прикрепляются к главному? ( с помощью союзов куда, чтобы, когда).
Формулировка вывода
Учитель:
Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
1 шаг: найти главное предложение;
2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;
3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:
4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);
5 шаг: определить средство связи.
Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
(см. приложение 1, слайд №9
«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).
Слайд № 10:
V. Закрепление
А) На экране начало предложения. Продолжите предложения, используя для этой цели соответствующие придаточные. Определите вид (значение) придаточных.
1. Природу надо беречь (почему?), потому что … .
2. Известно (что?), что…
3. Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы …
4. Запоминаются те книги (какие?), которые … .
5. В ясный день вы увидите в лесу(что?), что…
6. На душе весело (когда?), когда … .
7. Мы расположились на отдых у того дерева(у какого?), которое…
8. Не забывай о том (о чём?), что … .
Б) Диктант – тест (Определить на слух вид придаточного. Запись в тетради выглядит так:
1 – обст.
2 - изъясн.
3 - опр.
4 – изъясн.
5 – обст.
Эта запись потом проецируется на доску для самопроверки.
1) Когда наступает весна, природа оживает .
2) Я спросил, кто пришел.
3) Семья, где не читают книг, духовно неполноценная.
4) Нужно любить то, что делаешь.
5) Где труд, там и счастье.
VI. Заключение
– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.
– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
Домашняя работа
Упражнение 106 или написать сочинение «Осень в лесу», используя СПП с разными видами придаточных
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Урок развития речи по русскому языку в 8 классе Тема: Учимся жить в мире и согласии" Сложноподчинённое предложение с различными видами придаточных"
["seo_title"] => string(165) "urok_razvitiia_riechi_po_russkomu_iazyku_v_8_klassie_tiema_uchimsia_zhit_v_mirie_i_soghlasii_slozhnopodchinionnoie_priedlozhieniie_s_razlichnymi_vidami_pridatochnykh"
["file_id"] => string(6) "343658"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1473789077"
}
}