работать с произведением Жуковского В.А. «Жаворонок»;
определять точку зрения автора и выражать своё отношение к произведению;
готовить выразительное чтение произведения;
отрабатывать навыки фонетического, морфологического, синтаксического разбора слов и предложений.
Оборудование: портрет Жуковского В.А., изображение жаворонка, схема фонетического разбора, карточки со словами предложения, карточки со стихотворением и заданием для учащихся
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением Жуковского В.А. «Жаворонок» и повторим виды разборов по русскому языку.
Записываем в тетради дату, классная работа.
3. Знакомство со стихотворением.
У каждого человека есть своё любимое время года. И у каждого времени года есть свои поклонники. Любое время года по-своему прекрасно, и мы должны учиться видеть это прекрасное так же, как видят это поэты и передают свои чувства в своих произведениях.
Сегодня будем говорить о стихотворении Жуковского В.А. «Жаворонок». Кто из вас подготовил информацию о биографии этого поэта?
Василий Андреевич Жуковский был известным поэтом, переводчиком и прозаиком.
Также поэт был воспитателем Александра Николаевича – наследника Российского престола, сына царя.
Стихи Жуковского для детей отличаются особой теплотой, поэтичностью и нежностью.
Все эти произведения любят дети на протяжении многих десятилетий
Выборочно говорят дети
Предлагаю послушать выразительное чтение стихотворения наизусть(у детей карточки с напечатанным стихотворением). Читает подготовленный ученик.
Если в классе есть проектор, можно посмотреть слай-шоу к этому стихотворению, подготовленный Жакулиной И.В. http://metodisty.ru/m/videos/view/zhakulina_i-v-_zhukovskii_v-a-_zhavoronok
Жаворонок
Василий Жуковский
На солнце тёмный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: - Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!
4. Каллиграфическая минутка.
Пропишем название этого произведения; В.А. Жуковский «Жаворонок»
5. Анализ стихотворения.
Давайте обсудим (после самостоятельного прочтения стихотворений)
Какую картину нарисовал поэт?
Какое время суток? Время года?
Какие чувства передаёт это стихотворение? Почему?
Значения слов «зардел» - покраснел, «лазурь» - яркий голубой цвет (воспользоваться толковым словарём) – запишите лексические значения слов
Подготовьте выразительное чтение (несколько детей читают стихотворение выразительно)
6. Главные члены предложений. Связи слов в предложении.
Сколько в первом четверостишии предложений?
Спишем первое предложение, выделим основу предложения, выпишем связи слов - словосочетания.
Эту работу выполним с остальными предложениями первой строфы.
7. Фонетический анализ.
Во второй строфе есть реплика. Чьи это слова? Что означает последняя строчка? (примета весны – песнь жаворонка)
Слово «весна» возьмём сегодня для фонетического разбора. Но прежде назовите орфограммы в слове «весна» (безударный гласный в корне слова – проверочное слово «вёсны»)
Выполним фонетический разбор этого слова ( ребёнок у доски)
7. Анализ предложения.
Существует много народных примет, связанных с весною. Одну из них мы сейчас назвали. У нас на доске карточки со словами, которые нужно расположить в определённом порядке.
Проверим. Составим это предложение на доске.
Выполним синтаксический анализ этого предложения. (Длинные сосульки предвещают долгую весну (повеств., невосклиц., распр., сосульки, предвещают)
8. Разбор глагола как части речи. (предвещают – у доски)
9. Разбор слов по составу
Я приготовила для вас букет весенних загадок. Сейчас отгадаем загадки, а отгадки запишем в столбик.
Клейкие почки, зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой.(Берёзка)
Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы ...(Скворечник)
У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро...
(Ледоход.)
Выполним разбор слов по составу (выполняют дети у доски с проговариванием)
10.Самостоятелная работа
Мы повторили виды разборов в русском языке. Сейчас вы будете выполнять самостоятельно работу на выбор. Смотрите задание на карточке.
Инструкция: любое предложение списать и выполнить все виды разборов
Весна пришла с.с., ч.р. к нам з.б. молодая! пр. Я з.б. здесь пою ч.р. приход с.с. весны! пр.
пр.Главные члены предложений. Связи слов в предложении. Анализ предложения.
з.б Фонетический анализ.
ч.р.Разбор глагола как части речи.
с.с Разбор слов по составу
Итог урока:
С каким литературным произведением мы познакомились?
Какие виды разборов повторили?
11. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить по желанию.
Василий Жуковский
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: - Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!
Инструкция: любое предложение списать и выполнить все виды разборов
Весна пришла с.с., ч.р. к нам з.б.молодая! пр. Яз.б. здесь пою ч.р. приход с.с. весны!пр.
Главные члены предложений. Связи слов в предложении - словосочетания.Анализ предложения пр.
Фонетический анализ з.-б.
Разбор глагола как части речи ч.р.
Разбор слова по составу с.с.
Василий Жуковский
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: - Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!
Инструкция: любое предложение списать и выполнить все виды разборов
Весна пришла с.с., ч.р. к нам з.б.молодая! пр. Яз.б. здесь пою ч.р. приход с.с. весны!пр.
Главные члены предложений. Связи слов в предложении - словосочетания.Анализ предложения пр.
Фонетический анализ з.-б.
Разбор глагола как части речи ч.р.
Разбор слова по составу с.с.
Василий Жуковский
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: - Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!
Инструкция: любое предложение списать и выполнить все виды разборов
Весна пришла с.с., ч.р. к нам з.б.молодая! пр. Яз.б. здесь пою ч.р. приход с.с. весны!пр.
Главные члены предложений. Связи слов в предложении - словосочетания.Анализ предложения пр.