Тема: Виды грамматического разбора.
-обобщить, систематизировать изученный материал о разделах языкознания;
-закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора; организовать исследовательскую деятельность на уроке с целью развития мышления, наблюдательности, внимания;
-развивать орфографическую зоркость, интерес к изучаемому предмету, умение работать в паре, в группе;
Ход урока
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
2. Постановка цели урока.
- О каком времени года идет речь?
Пушистый снег, легкий морозец, свежий воздух, серебристый иней…
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы….
А. С. Пушкин
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова зима?
-Как зима богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат и разнообразен.
-Сегодня на уроке мы это докажем. Мы проведем исследование слово ЗИМА с точки зрения разных разделов русского языка.
3. Актуализация знаний.
-А какие разделы русского языка вы знаете?
4. Исследовательская работа.
ЛЕКСИКА
Что такое зима?
-А если мы не знаем точного значения слова, где его можно найти?
-Какая наука изучает значение слов?
-Проверим ваши знания в данной области. Запишите в тетради цифры от1 до3. Если произнесенное мной высказывание будет ложным, то цифру зачеркиваете. Если истинное – оставляете без изменений.
1.Слово ЗИМА является многозначным.
2 Антонимом к слову ЗИМА является слово ЛЕТО
3. К слову ЗИМА нельзя подобрать синонимы
-Поменяйтесь тетрадками и проверьте работу своего соседа по парте.
Вспомните фразеологизмы, в которых, так или иначе, присутствуют слова, связанные с зимой
Узнаешь, где раки зимуют.
Сколько лет сколько зим
ОРФОГРАФИЯ
-Мало знать значение слова, необходимо его правильно писать. Какая наука нам в этом поможет?
-Какая орфограмма в исследуемом нами слове?
-Запишите еще 2 слова с данной орфограммой.
ФОНЕТИКА
-Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим.
-Какая наука изучает звуки языка?
-Выберите правильную транскрипцию к исследуемому слову
[ з‘ эма ] [зима ] [зим‘а ] [з‘има ] [сима ]
-Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор слова.
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков. (Спросить несколько человек)
ФИЗМИНУТКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
-Что изучает словообразование?
-Из перечисленных мною слов запишите в тетрадь только однокоренные слова.
-Зима, зимушка, зимы, снег, зимний, земной, зимовать, земляной, о зиме, перезимовать.
-Выполните разбор по составу записанных вами слов.
…выполняют разбор только одного слова ЗИМА и ЗИМУШКА
…только первые три слова.
МОРФОЛОГИЯ
– Какой частью речи является исследуемое слово?
У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены различные морфологические признаки. Ваша задача выбрать и выделить номера только тех, которые относятся к исследуемому слову. (Работаем устно)
1. одушевленное
2. неодушевленное
3. собственное
4. нарицательное
5. обозначает действие предмета
6. отвечает на вопрос «что?»
7. ед. число
8. мн. число
9. женский род
10. средний род
СИНТАКСИС
-Какой раздел русского языка мы пока оставили без внимания?
-Что это за раздел?
-Можем продолжить исследование?
-Составьте предложения со словом зима.
-Я тоже составила свое предложение. Вот оно.
( на доске появляются таблички со словами)
Люблю я зиму за белый снег и Новый год.
Составьте из данных слов предложение (меняю местами таблички в правильной последовательности)
Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор предложения. С этим заданием у доски нам поможет справиться …….
-Выпишите из предложения словосочетания
-Выполните данное задание по вариантам:
1 вариант – выписать словосочетание сущ. + прил., где главным словом является сущ.
2 вариант – выписать словосочетание глал. + сущ., где главным словом является глагол.
По одному человеку от каждого варианта зачитывают выписанные словосочетания.
-Зима, словно волшебная сказка. Свежий воздух, серебристый иней, легкий морозец и яркое солнышко.
-А сколько забав дарит нам зима! Это и катание с горы, под веселый смех друзей, и постройка снежной крепости, катание на лыжах и коньках.
-Нравится ли вам зима?
-Я предлагаю вам проявить фантазию и творчество. Объединившись в группы по 2 человека, составьте 2-3 предложения о зиме.
-А записанное предложение (показать на доске) может послужить неплохим началом для ваших сочинений.
5. Итог урока.
-Сегодня мы провели исследование только одного слова. Но русский язык богат и разнообразен. В нем так много слов, что можно хоть каждый день проводить исследования
-Понравилась вам данная работа?
-Что на ваш взгляд было особенно интересным?
-Какое задание вызвало затруднение?
-Составляем сборник «Зимние сказки». Сочините зимнюю историю, которая произошла в лесу с каким-то животным или историю, которая приключилась с вами или вашим другом. Проявите свою фантазию.
-Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания.