· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Оборудование:
· опорная таблица;
· учебник «Русский язык» 2 класс, автор Л. Я. Желтовская.
Интеграция:
· русский язык, окружающий мир
Организация учебной деятельности:
· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
Приветствие.
1. Сообщение темы и целей урока.
· Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
· Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.
2. Чистописание
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
- Объясните смысл загадки.
Дд до дя
3. Комментированное письмо.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание? (Пословица)
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.
4. Работа по теме урока.
1) -Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) -Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
3) Стр. 80 учебника, читаем правило.
-Как называется общая часть?
-Какие слова называются однокоренными?
На доску вывешивается таблица:
родственные слова
близкие по смыслу общая часть корень слова
4) Упр. 2, стр. 80.
5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
6) «Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
5.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Закрепление изученного материала.
1) - А сейчас мы подошли к лесной речке.
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
2) Сказка
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?