Просмотр содержимого документа
«Устойчивые выражения»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 2» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Энгельса, 10, контактный телефон: 62 24 56
Тема урока: «Устойчивые выражения»
Выполнила учитель родного языка и литературы
МБОУ»Гимназия №2» г. Чебоксары
Александрова Нина Андреевна
Тема урока «Устойчивые выражения»
Цели урока:
знакомство с устойчивыми выражениями;
формирование у детей навыков сотрудничества;
создание условий комфортности и успешности в обучении.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
– Здравствуйте! Я приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель, – из Москвы. Я работаю в московской школе, к вам в гости я приезжаю во второй раз. Между нашими школами такая дружба, что водой не разлить. Сегодня на уроке у нас много гостей,что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык.
(На доске появляются данные выражения)
– Что необычного вы заметили в моей речи? – Что это за высказывания? (Ответы детей записываются на доске)
СЛОВА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПОСЛОВИЦЫ
– Что означает выражение из-за тридевять земель? – Что означает выражение что водой не разлить? – Что означает выражение что яблоку негде упасть?
– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки.
Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)
Она появляется после дождя и семицветная (Радуга)
Ледяная глыба, которая плавает в море (Айсберг)
Их у человека 32 (Зуб)
Главный герой сказки «По щучьему велению» (Емеля)
Зима, весна, лето (Осень)
Царь зверей (Лев)
Что плывёт по небу (Облако)
В нём 12 месяцев (Год)
Без неё нельзя пришить пуговицу (Иголка)
Полосатая лошадь (Зебра)
Его даёт корова (Молоко)
Вторая буква в слове «сыр» (Ы)
– А кто знает, что это такое? – Кто знает, что такое фразеологизмы?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений. (Фразеологизмы) Общий смысл выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом Употребляются в переносном значении)
– Я хочу предложить вашему вниманию несколько фразеологизмов в картинках, а ваша задача попробовать отгадать, что это за фразеологизм.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеологизмы в картинках: летать в облаках, лить крокодильи слёзы, взять быка за рога, водить за нос)
– Запишите в тетрадь любые два понравившихся фразеологизма. (один ученик записывает у доски)
III. Работа в парах
– Давайте поработаем в парах. Я читаю предложения, а вы, посовещавшись с товарищем по парте, выписываете из предложения только фразеологизм.
Ах, какие мастера! Вот – топор, а вот – пила. Всё в руках у них горит! Раз – и дом уже стоит!
Что купить: конфеты, книжки? Вот сидят на полках мишки, Может, взять сачок и мячик – Он по полу быстро скачет! Вот мышонок, вот коза – Разбегаются глаза.
Мишка сегодня шалил целый день, Чашку разбил, столкнувшись о пень! Мама ему говорит: «Вот так да!» Мишке же всё – Как с гуся вода!
Ничего я не пойму: Что? К чему? И почему? Мыслей в голове – сто две… Вот так каша в голове.
– Может кто-то из вас знает примеры фразеологизмов? (Дети приводят свои примеры) – По своему происхождению фразеологизмы делятся на группы.
– Как вы понимаете ИСКОННО РУССКИЕ? Например, «засучив рукава», «как об стенку горох». – А что такое ЗАИМСТВОВАННЫЕ? Например, «метать громы и молнии» (древнегреческая мифология); «синий чулок» (Англия) – Что такое КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ? Например, «как белка в колесе» (И.А.Крылов); «остаться у разбитого корыта» (А.С.Пушкин) – Что в вашем понимании СОВРЕМЕННЫЕ фразеологизмы? Например, «висеть на телефоне». ПРЕЗЕНТАЦИЯ
На выполнение данной работы я даю вам 5 минут. (Дети читают описание каждого задания, выбирают соответствующий конверт и начинают работать)
ЛИСТ-ОПИСАНИЕ
Конверт № 1
Замените каждый фразеологизм одним словом. Например, Зарубить на носу – запомнить.
Конверт № 2
Выберите из предложенных фразеологизмов подходящий по смыслу в данном предложении. Например, Ура, каникулы! Теперь можно ни о чём не думать и …. до сентября. (висеть на волоске, бить баклуши, обвести вокруг пальца)
Конверт № 3
Из предложенных устойчивых выражений подберите фразеологизмы – синонимы к выделенным устойчивым выражениям. Например,СЛОМЯ ГОЛОВУ – во весь дух, на всех парусах, со всех ног.
Конверт № 4
В данных предложениях подчеркни фразеологизмы. Например, Выехав на дачу, папа простоял в пробке три часа.
САМОПРОВЕРКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КОНВЕРТ № 1
Бить баклуши – бездельничать Кот наплакал – мало Ломать голову – думать Водить за нос – обманывать Сломя голову – быстро За тридевять земель – далеко Клевать носом – дремать Спустя рукава – плохо
КОНВЕРТ № 2
Бабушка держала меня в ежовых рукавицах.
Больной находился в тяжёлом состоянии, жизнь его висела на волоске.
Недоспав утром, мальчишка начинает клевать носом, и отец оглядывается, чтобы тот сонный не свалился.
От постоянных неудач у молодого дизайнера опустились руки.
КОНВЕРТ № 3
ВАЛЯТЬ ДУРАКА – бить баклуши, ворон считать.
ВОДИТЬ ЗА НОС – втирать очки, обвести вокруг пальца.
КАПЛЯ В МОРЕ – кот наплакал, с гулькин нос.
КОНВЕРТ № 4
Мой братишка, получив подарок, потерял голову от счастья.
Когда-то добрая женщина, желая сразу убить двух зайцев, заставила меня изучать историю по английскому учебнику.
В домике было так темно, хоть глаз выколи.
Максим целый вечер просидел в компьютере и не успел сделать уроки.
– Кто из вас сделал всё верно? – Расскажите, как вы работали в своей группе? – Почему решили выбрать именно такое задание?
V. Домашнее задание * Объяснить происхождение одного фразеологизма.