Просмотр содержимого документа
«Условное наклонение глагола »
Предмет: русский язык.
Класс: 8
Тема: Условное наклонение глагола.
Цели:
-закрепить знания о наклонении глагола;
-познакомиться с условным наклонением: значением и образованием;
-научиться отличать глаголы условного наклонения;
-научиться использовать в речи глаголы условного наклонения;
-познакомиться с орфограммами в глаголах условного наклонения;
-развить логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола;
- развить точность и логичность речи учеников путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола.
План урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация ЗУНов ( повторение о глаголе, орфограммы в глаголе (беседа; практические задания).
3. Изучение нового материала (беседа, слово учителя).
4.Закрепление изученного (работа с учебником, беседа, творческая работа).
6. Итоги урока.
7 Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами продолжаем путешествие в королевство Глаголия (слайды 3-4). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению, будет находить глаголы в тексте.
III. Актуализация знаний и умений.
Итак, в путь, ребята! Чтобы добраться до королевства условного наклонения, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
1. Беседа о глаголе. (слайды5-6).
Закончите стихотворение: не хватает всего одного слова.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает – расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё вам назовёт ГЛАГОЛ.
2. Выпишите глаголы совершенного вида ( слайды7-8 (проверочный). Коллективная работа (по одному с места, затем по слайду проверяем).
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает – расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё вам назовёт ……
3. Определение наклонений глагола(слайды11-12,3 человека у доски).
ПОВЕЛИТЕЛЬНОМУ: потерпи, не забудьте, не прикасайся,оторви.
4. Работа с орфограммами: чередующаяся гласная в корне, приставки на –з -,-с-. (слайды 13-16) самостоятельно, сверка с доской.
*Загорелся - под ударением пишется –ГАР-, загар; без ударения- -ГОР-;
*разлепил бы - перед звонкими согласными пишутся приставки на З -: раз-, из-,..
рассчитали бы - перед глухими согласными пишутся приставки на С-: рас-, ис-,..
изведал бы
взлетел бы
IV. Обьяснение нового материала.
На прошлом уроке мы с вами изучили изъявительное наклонение, вспомним (1 ученик с места, показ слайда 17). А сегодня мы путешествуем в королевство условного наклонения (слайд 18). Итак,как же образуется условное наклонение(слайды19-20). Но в этом королевстве не все жители-коренные.Что вы можете сказать?
От неопределенной формы глагола с помощью суффикса прошедшего времени –Л- + частицы БЫ (Б): беж ать- бежаЛ БЫ, бежаЛА БЫ, бежаЛО БЫ, бежаЛИ БЫ. Но в некоторых глаголах мужского рода при образовании условного наклонение не обязателен суффикс –л-: воз-ить – вез бы, везЛА бы,..
V. Закрепление изученного.
Ребята, вы не забыли, что мы ещё в королевстве условного наклонения. Нужно подружиться с жителями .И первое -читай закон страны(чтение теории стр.116)
Продолжаем путь.
1.Определение синтаксической функции глаголов условного наклонения.(слайды21-22).
Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре угасла бы.
-Какое место по отношению к глаголу может занимать частица БЫ?
-Как пишется частица БЫ со словами?
2.Исправление речевых недочётов(слайды 23-26).
Если бы прошел теплый дождь, то в лесу появились грибы.-Если бы прошел теплый дождь, то в лесу появились бы грибы.
Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?-Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?