Методическая разработка урока русского языка по теме "Условное наклонение глагола".
Методическая разработка урока русского языка по теме "Условное наклонение глагола".
Цели урока состоят в том, чтобы дать обучающимся понятие об условном наклонении глагола, его значении, образовании и правописании. Также важно показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.
Но цели данного урока не ограничиваются тем, чтобы рассмотреть языковые особенности глаголов условного наклонения. Важно использовать текстообразующие и выразительные возможности той или иной части речи. Поэтому учебная программа была связана с несколькими текстами-типами. Также я попробовала связать коммуникативные умения обучающихся с созданием новых репродуктивных текстов и своих собственных текстов.
В настоящее время обращение к тексту особенно актуально, поскольку одной из ведущих задач в изучении русского языка является повышение речевой и языковой компетентности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Условное наклонение глагола". »
Условное наклонение глагола.
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Джанни Родари
Цели урока:
1. Дать понятие об условном наклонении глагола, его значении.
2. Дать понятие об образовании глаголов условного наклонения и их правописании.
3. Показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.
Ход урока:
Актуализация знаний о глагольной категории – наклонении.
На доске записаны предложения.
«Поживите на даче», - сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето!
Итак, наклонение – одна из грамматических категорий глагола. Любое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью.
Это может быть:
- реально происходящее, происходившее или то, которое будет происходить;
- желаемое;
- побуждение к действию.
Найдите в предложениях, записанных на доске, вот эти 3 разные смысловые различия.
Побуждение: поживите
Реально происходящее: сказала, обрадовались.
Желание: продолжалась бы
Итак, три смысловых различия выражаются в русском языке при помощи трех форм наклонения. Каких?
- Изъявительное, условное и повелительное.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с изъявительным наклонением. Какие действия обозначаются с помощью глаголов в этом наклонении?
- Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
-В виде чего мы с вами представили изъявительное наклонение?
- В виде машины времени.
- А почему?
Потому что глаголы в изъявительном наклонении могут путешествовать во времени, т.е. изменяться по временам.
Хорошо, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним наклонением. Запишите число, тему сегодняшнего урока и эпиграф к нему.
Что значит «сослагательное»? Сослагательное – выражающее возможность, желательность, условность действия.
Ребята, перед вами на доске записан план урока. Мы будем работать по этому плану.
План урока:
1 . Значение формы условного наклонения. Что можно выразить при помощи этой формы?
2. Как образуется форма условного наклонения и как она изменяется?
3. Каковы возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи?
Вот вопросы, на которые мы с вами в течение сегодняшнего урока должны получить ответы.
1. Начнем с первого пункта нашего плана. Я думаю, вы хотите услышать стихотворение Дж. Родари , строки которого послужили эпиграфом к нашему уроку, целиком!
У одного ученика лежит текст стихотворения. Он его читает.
Вопросы учителя:
- Понравилось вам стихотворение?
- Герой стихотворения мечтает… Какие действия выражаются с помощью глаголов, используемых автором?
- Желаемые (решил бы, сказал бы…) или возможные при каком-либо условии ( если б мог бы, полетел бы; я бы съел вагон пирожных, если б только их имел бы…)
Итак, мы можем выразить при помощи этой формы и свои желания, и свои мечты, и свои намерения…
! Давайте пофантазируем… Сейчас каждый на минутку представит себя волшебником и запишет в тетради то, что он сделал бы, будучи волшебником. Сформулировать одним предложением.
Ученики читают свои примеры.
Итак, возвращаясь к эпиграфу нашего урока, хочу спросить, согласны ли вы с тем, что условное наклонение действительно можно назвать замечательным?
Прежде чем мы перейдем ко второму пункту плана, хочу сообщить любопытный факт. У наклонений тоже есть переносное значение. В переносном смысле формы условного наклонения выражают приказ:
«Молчал бы уж!» «Сидел бы да слушал!»
А также с помощью условного наклонения оформляются вежливые просьбы:
«Не могли бы вы сказать, который час?»
2. Второй пункт плана работы. Ребятам дан текст про волшебное стекло (Приложение, текст №1)
В ходе работы с текстом мы с вами должны будем дать ответы на следующие вопросы:
-Как образуется глагол в условном наклонении?
- Как он изменяется?
- Изменяется ли по временам? Почему?
Итогом нашей работы с текстом должен стать вывод, который вы сами сформулируете и запишете в тетради.
Ученик читает текст. Вопросы учителя:
- На самом ли деле происходит то, что автор предлагает увидеть?
- При каком условии мы все это могли бы увидеть?
(Если бы вдруг попало в руки волшебное стекло)
- Выпишите из текста глаголы в условном наклонении вместе с тем словом, с которым они согласуются.
Должны быть выписаны:
Все бы преобразилось, мы не узнали бы, они бы стали, появилась бы масса вещей, краски стали бы яркими.
Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Как и с помощью чего образуется форма условного наклонения?
Схематично это изобразить можно так:
Основа глагола настоящего времени + суффикс -л- + частица бы
Узнал бы ( узна- + -л- + бы)
Сказать: узнаю бы, появлюсь бы, сяду бы, сажусь бы нельзя и т.д.!
- Укажите в выписанных глаголах число и, где возможно, род.
Итак, что у нас получилось, изменяются ли данные глаголы по числам?
Да.
- А у всех ли глаголов вы смогли определить род?
- Не у всех, т.к. у глаголов во множ. числе род не определяем.
Послушайте стихотворение, в котором автор употребил глаголы условного наклонения только во множественном числе:
« Хорошо бы люди никогда не мылись!
Никогда бы в первом классе не учились!
Никогда б не ели, никогда б не спали.
Интересно: кем бы эти люди стали?»
Л. Фадеев
-Еще раз посмотрите на выписанные примеры. Изменяются ли глаголы условного наклонения по временам?
- Нет, т.к. глагол условного наклонения не обозначает времени действия.
_ Молодцы! Кто сможет сформулировать вывод из всего нами вышесказанного.
Вывод: Глаголы условного наклонения изменяются так же, как и глаголы прошедшего времени: по числам и в единственном числе – по родам.
- Что нужно помнить о написании частицы бы?
3. Переходим к нашему третьему пункту плана.
Мы уже убедились, что в разговорной речи мы можем употреблять условное наклонение сколько угодно. Как дело обстоит с малыми фольклорными формами? Встречается ли там условное наклонение?
У одного ученика было индивидуальное задание – найти пословицы и поговорки , в которых были бы употреблены глаголы условного наклонения. Он зачитывает их вслух.
Спасибо! Перед вами еще один текст. Называется он «В недрах земли». (Приложение, текст №2)
Давайте прочтем его . Один ученик читает. Нужно еще вставить орфограммы, обратите внимание!
Вопросы по тексту:
-О чем рассказывается в тексте? Какова его тема?
(Текст сообщает нам сведения о важности воды для всей нашей планеты)
- Можем ли мы сказать, что язык текста сух, строго научен?
(Нет, все рассказывается в доступной и образной форме)
- Глаголы какого наклонения делают этот текст таким доступным и образным?
Условного наклонения.
- это, ребята, публицистический стиль. Как видим, он тоже приветствует условное наклонение.
А теперь попробуйте перестроить текст так, чтобы он стал относиться к научному стилю. Составьте научную справку, например… можно одним-двумя предложениями.
Зачитывают то, что получилось.
-Какие языковые средства вы убрали?
-Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами условного наклонения?
У нас есть еще один текст. Это стихотворение Шела Силверстейна «Если бы я был…»
Один ученик выразительно читает стихотворение вслух.
- Могли бы мы обойтись в этом стихотворении без глаголов условного наклонения? Почему?
(Именно они помогают создать образ маленького забавного гнома)
Итак, мы видим, что глаголы условного наклонения используются практически во всех стилях речи.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Условное наклонение обозначает действие желаемое или которое могло бы произойти при определенных условиях. Оно образуется при помощи глаголов прошедшего времени и частицы бы. Может изменяться по числам, в ед. числе- по родам. Функционирует во всех стилях речи, лишь в научном редко.
Запишите домашнее задание: написать мини-сочинение «Если бы я был…» с использованием глаголов условного наклонения . & 84
Если остается время – читаю тексты Драгунского «Бы» и отрывок из повести А. Гайдара «Военная тайна»
Если бы да кабы, да во рту росли грибы, тогда был бы не рот, а целый огород
Если бы знал, где упал, соломки бы подослал.
Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь.
Если б все равно – так лазили б в окно, а то дверь прорубили.
Ел бы богач деньги, если бы убогий его хлебом не кормил.
Ел бы пирог, да в печи сжег.
Если бы не мороз, то овес бы до неба дорос.
Кабы знатье, что у кума питье, так и детей бы привел.
Приложение
Текст № 1
Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное стекло и мы взглянули бы сквозь него на мир?
Наверное, все, как в сказке, мгновенно бы преобразилось. Мы не узнали бы знакомых с детства мест – так сказочно прекрасны они бы стали; вокруг появилась бы масса интересных вещей, которые мы прежде как-то не замечали, словно они нарочно прятались от нас; краски бы стали яркими, праздничными…
Много чудесного можно было бы увидеть сквозь волшебное стекло.
Текст № 2
В недрах земли
Богаты водой кл_довые земли. Если бы не было воды под землей, не журчали бы родники на дне л_сных оврагов, не б_жали бы ручейки из ра_щелин горных скал – не р_сли бы на земле деревья, не колосились бы хлеба. Н_кто не увид_л бы сказочных пещер подземных озер, горячих и холодных источников.
Людям пришлось бы селит_ся по берегам рек, чтобы пользоват_ся водой. Но вскоре реки начали бы усыхать, а зимой и совсем перестали бы теч_, потому что в это время не идут дожди и не та_т сн_га и льды.
Если бы не происходило вечное дв_жение воды под землей, на земле и над землей – и_чезла бы жизнь на З_мле.
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...
Если я был бы маленький-маленький гном, Я б умывался каплей одной дождя, Я бы на божьей коровке ездил верхом, Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил, Мне бы комар казался огромным орлом, Блюдце – широким озером, если б я был... Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог, Разве мизинчик, и то – не наверняка. Я бы в испуге шарахался из-под ног Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полет» Тетя, которая очень любит меня, Я бы эту конфету ел целый год, Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово «привет», Я бы с неделю ворочал бы вечным пером... (Эти стихи я писал четырнадцать лет, Я ведь и есть маленький-маленький гном.)
«До чего же замечательное наклоненье сослагательное…»