kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе "История пробуждения Человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов

Цели урока: 

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "История пробуждения Человека»

Обобщающий урок в 5 классе

по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

История пробуждения Человека

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Цель:

1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;

показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;

2.Показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.


  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.


  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из художественного фильма «Муму», аудиозапись, наглядный материал (иллюстраци).

Литература:

1.Рассказ И.С.Тургенева «Муму»

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя



































ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД


- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.


II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация ) СЛАЙД


- Мы познакомились с рассказом «Муму».

- Дома вы дочитали произведение. Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».


Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.


2.Жизнь Герасима в доме барыни.


3.Герасим находит щенка.


4.Любовь Герасима к Татьяне.


5.Расставание с Татьяной.


6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.


8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.


9. Встреча Муму и барыни



Проверка.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился и ,надеюсь, вы будете активно работать на уроке.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  1. Эпиграф к уроку- слова И.С.Тургенева: Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредото¬чил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…

: Тургенев сдержал свою клятву. Ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхище¬нием его силой и душевной красотой проникнут и рассказ «Муму», который мы уже прочитали и к отдельным эпизодам которого сегодня обратимся


  1. Вводное слово

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год.

-Какова историческая основа данного произведения?

СООБЩЕНИЕ

В 19 веке в России люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы богател хозяин. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

- Тем и страшно было крепостное право, что у помещиков была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми.

- Что означают слова «челядь», «дворовые», «холопы»? (Словарь)

(Это синонимы, они обозначают крепостных крестьян).


  1. А сейчас мы послушаем еще одну историческую хронику.

СООБЩЕНИЕ

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево Орловской губернии жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня Варвара ПетровнаЛутовинова, восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.

Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки спасенную как-то зимою, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Но только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.


Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

— Вы правы, действительно, это прототипы рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

- Давайте вспомним, что обозначает слово «прототип»? (Словарь)

(Реальное лицо, которое послужило автору основой для создания литературного героя.)

IV. Постановка учебной задачи.

-Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос:

«Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

На этот вопрос мы с вами попытаемся ответить в ходе урока.

Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

(Анализировать эпизоды рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника)

V. Работа по теме урока

  1. А теперь дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

Мы составили подробный план, который нам поможет дать полную характеристику Герасима.

Постарайтесь внимательно прослушать ответы ребят и записать ключевые слова, которые помогают раскрыть образ литературного героя.

СООБЩЕНИЕ - Герасим


2) Работа со сравнениями в характеристике Герасима.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений

Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.


КАРТОЧКА

«вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

Как вы понимаете это сравнение?

«Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Клетка, желание вырваться на свободу).
– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
- Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни

- Какие черты характера мы можем добавить нашему описанию?

(Слайд 4)

Сильный, злой, ловкий, умелый, ленивый, находчивый, трудолюбивый, бессердечный, глупый.

- Выберете те черты характера, которые соответствуют Герасиму.

(Слайд 5)


  1. Герасим и Татьяна

Как звали девушку, которая понравилась Герасиму? ( Татьяна.)- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)

- Что она была за человек? СТР. 193

СООБЩЕНИЕ «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?

- Что решила причудливая старуха?

- Какие знаки внимания он ей оказывал?

-Чем закончилась история любви Герасима к Татьяне?

- А знала ли барыня, что Татьяна нравится Герасиму?

-Почему дворецкий Гаврила не сказал ей об этом? (Гаврила боялся ей сказать)

Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

-Расскажите об отношении Герасима к Татьяне.

- Какой можно сделать вывод?

Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4) Герасим и Муму.

-Какой случай помог Герасиму скрасить одиночество?

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму.

Посмотрите отрывок из мультфильма «Муму».

– Какие новые заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой»?

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5). Герасим и барыня.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас мы с вами прочитаем диалог барыни с Гаврилой по ролям.

Стр. 229

– Какой была барыня?

СООБЩЕНИЕ Почему у барыни нет имени?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Она считала, что ей должны подчиняться не только люди, но и животные).

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Потому что он не хочет, чтобы глумились, над дорогим ему существом, этим облегчив ее участь.)

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Герасим сам решает выполнить приказ барыни.

6). Гибель Муму.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что сделал Герасим после того, как выполнил приказ барыни? (видео, ухода в деревню)


7) ОТРЫВОК из ФИЛЬМА «МУМУ»

Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241).

-Впервые появляется описание природы. Прочитать. ПОЧЕМУ?

Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

- Какой можно сделать вывод?


Вывод: . Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

- Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свою надежду на то, что крепостные крестьяне, подобно Герасиму, не станут больше терпеть гнет и унижение, и повиноваться своим господам.)

- Так давай те ответим на главный вопрос: Почему Герасим сразу не забрал Муму и не ушел вместе с ней?

(Потому что он дал слово барыне, она была для него превыше всего, и чувство долга, не позволило ему совершить обман.)


Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.


VI. Самостоятельная работа с проверкой. СЛАЙД

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VII.Рефлексия деятельности.

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим

VIII. Домашнее задание СЛАЙД



1. О человеческом достоинстве и пробуждении человека. Заключение.


Герасим – русский богатырь из народной былины. Но не потому он могуч, что природа одарила его физической силой.

Он резко выделяется среди других своими человеческими качествами.

Тургенев рисует яркую человеческую личность, талантливую индивидуальность, преисполненную уважения к другим и не лишённую чувства собственного достоинства.

Для Герасима разлука с Татьяной не проходит даром.

Медленно, но верно в нём созревало чувство протеста. И, когда наступает момент, что Барыня требует избавиться от Муму,у Герасима остаётся только один выход сохранить своё человеческое достоинство – взять погибель Муму на себя.

Он не позволит тронуть собачку никому, и великой мукой топит её сам!

Последний жест – последнее выражение любви…

Потрясённый собственным невольным преступлением, он, видимо, понял, что не может больше оставаться в мире, где всё устроено так, что ведет к оскорблению личности, к преступлению против человеческого достоинства и даже против жизни беззащитного существа.

Он вернулся к своим истокам, это сильный бунтарский поступок!

Пройдя через тяжкие испытания, Герасим распорядился своей жизнью так, как сам счёл нужным. Человек сам себе хозяин, никто не имеет права распоряжаться его судьбой и привязанностями.

Не смогла барыня отнять у Герасима право на звание ЧЕЛОВЕКА, согнуть его, заставить покориться. В этом и заключается нравственная победа Герасима над барыней, его пробуждение, пробуждение человека.



9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок в 5 классе "История пробуждения Человека

Автор: Цесарская Лилия Юрьевна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "264122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "264123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Я Вас любил..." "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-ia-vas-liubil"
    ["file_id"] => string(6) "146880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419269012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства