1. Психологический настрой (Ладошки успеха) - Ребята, вы растёте и с каждым днём узнаёте что-то новое. Сегодняшний урок не исключение. Надеюсь, наш урок будет для нас интересным и познавательным. Сегодня вы расширите свои знания о русском языке.- У кого из вас есть желание научиться чему-то новому на уроке? - Желаю Вам творческих удач! И думаю, что вы порадуете меня своими ответами.
Создание атмосферы сотрудничества.
Учащиеся настраиваются на активную работу.
2. Вызов.
2. Стадия вызова. Приём «Верные и неверные утверждения». (Приложение 1)
3.Осмысление. Инсерт.
3. Осмысление. Методика «Инсерт».
Заполнение таблицы «Инсерт».
(Приложение 2)
Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометки.
«V» – эту информацию знал, знаю, вспомнил;
«+» - это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. После работы с текстом учащиеся заполняют таблицу «Инсерт». Заслушиваются все высказывания, записанные в таблице
4.Групповая работа
(10 мин)
. Прочитайте предложение и спишите в тетрадь. Сделали, для, кормушку, птиц, ребята. - Составьте предложение. Ребята сделали кормушки для птиц.Р.бята сделали для птиц к.рмушки. Объясните орфограммы. Запишите предложение по памяти.Самопроверка.СЛАЙД
- Я подобрала к слову СДЕЛАЛИ однокоренные слова. Прочитайте их. Сделает сделают
- Это не однокоренные слова, это форма одного и того же слова. - Сформулируйте тему урока. (ФОРМА ГЛАГОЛА) - Поставьте цель перед собой. - Попробуйте сделать небольшое открытие. Вам необходимо ответить на вопросы. Что можно рассказать о глаголе по его окончанию?- Докажите. Приведите примеры.- Уточним тему урока «Изменение глагола по числам». Цель: научиться различать глаголы единственного и множественного числа.
Учащиеся выполняют задания с учетом индивидуальных возможностей.
5. Физминутка «Қызыл
өрік».
5. Физминутка «Қызыл өрік».
Выполняют физминутку.
6. Погружение в тему.
Практическая работа.
6. Работа над разноуровневыми заданиями. (Приложение 3). Выберите форму работы. Вы будете работать в парах или индивидуально.
- Найдите в этих строчках сложные места (знакомые уже нам с вами орфограммы) и отметьте их. ПРОВЕРКА (цепочкой). - С какими орфограммами мы здесь столкнулись? (Парные согласные, безударные гласные, сочетание – чн, словарные слова). Напишем не только правильно, но и красиво.
- К слову ЛЕТИТ подберите однокоренные слова. Найдите в стихотворении имена существительные в начальной форме. Подчеркните одной чертой. Найдите глаголы. Подчеркните двумя чертами. - Сравните форму числа имени существительного и глагола. - Назовите названия месяцев того времени года, которое описывал Плещеев в своём стихотворении (март, апрель, май). - О каком времени года говорится в стихотворении?
Работа в парах (определение глаголов в тексте)
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ» (ученики доказывают, приводят примеры слов).
Анализ работы в группах.
Незнакомое слово СЕНИ. Орфографическая работа (ученики вставляют пропущенные орфограммы)
Выбирают форму работы (индивидуально или в парах). Доказывают орфограммы, подбирают проверочные слова. Списывание.
7.Физминутка(1 мин)
7. Физминутка (карточки для весёлой зарядки)
Выполняют физминутку.
8. Погружение в тему.
(7 мин)
8. Индивидуальная работа по учебнику.
(стр.164 упр.372). Самопроверка по ответам-образцам.
Самооценивание.
9. Рефлексия
(2 мин)
9. Рефлексия. Сегодня на уроке я смог… Могу похвалить себя и своих одноклассников
(достигли ли поставленной цели по карточкам – помогайкам)
Анализируют и оценивают работу на уроке.
10. Домашнее задание (1мин)
10. Домашнее задание. Придумайте 5 глаголов в единственном числе и 5 глаголов во мн. числе. Составить 5 предложений с данными глаголами.
Записывают в дневник.
Приложение 1. «Верные и неверные утверждения».
Предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности.
1.Глагол – это признак предмета; 2.Глагол – это часть речи; 3.Глагол – это предмет; 4.Глагол – обозначает действие предмета; 5.Глагол отвечает на вопросы: кто? что? 6.Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
(Если согласны с утверждением - нарисуйте рядом зёлёный кружок, если нет красный). (3 вопроса № 2,4
Приложение 2. Методика «Инсерт». «Глагол. Изменение глаголов по числам».
На стадии осмысления идет работа с текстом. Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометки.
«V» – эту информацию знал, знаю, вспомнил;
«+» - это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Текст
Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают? Глаголы изменяются по числам. Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы что делает? что сделает? Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы что делают? что сделают?
После работы с текстом учащиеся заполняют таблицу «Инсерт».
Заслушиваются все высказывания, записанные в таблице. Должна получиться примерно такая таблица:
Таблица 1. Таблица «Инсерт»
V (уже знал) + (новая информация) ? (есть вопросы)
1.Глаголы обозначают действие предмета.
2.Неопределенная форма глагола.
3.Вопросы глагола.
4.Изменение по числам.
5.Как определить число глагола?
Приложение 3.Разноуровневые задания.
1 уровень
1. Спишите предложения. Подчеркните многозначные слова. Я нашёл ключ. В углу стоит шкаф. Мальчик взялся за ручку. Маша посадила лук. ___________________________________________________________________________
2.Прочитайте, подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Что делают часы?
2. Прочитайте. Выпишите многозначные слова, определите их значения:
Это в памяти остаётся, Одинаковые законы
Повторяется, как молва. И у сердца, и у полка.
Сердце бьётся, Говорится, словно поётся
Армия бьётся - С интонацией вихревой:
Одинаковые слова. Бьётся армия,
Одинаковые глаголы - Бьётся сердце,
Не случайные наверняка Бьётся знамя
Над головой!
3. Подберите слова – синонимы из слов для справок. Запишите. Алфавит - _______________, огонь - ______________, шалун - _____________, чистый - _________________,