Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Безличные предложения"»
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения»
Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях.
2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.
3. Воспитывать эстетический вкус посредством изучения лирических произведений и произведений живописи, использовать региональный компонент.
Ход урока
1. Оргмомент.
3. Изучение нового материала (постановка задач урока)
– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.
На улице прохладно. Но нам весело. Мы молоды.
- Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
- И да, и нет.
Как называются такие предложения? ОДНОСОСТАВНЫЕ и ДВУСОСТАВНЫЕ.
Распределите предложения по 2 группам.
- Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
- На что указывает приставка БЕЗ - ? (На отсутствие чего-либо)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
- ЗАДАЧИ: - значение безличных предложений - особенности сказуемого в безличных предложениях - роль в речи безличных предложений
4. Работа по новой теме
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
- На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.
Двусоставные
Односоставные
Определённо-личные
Неопределённо-личные
?
- Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
- Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
Задание 2: Спишите текст, подчеркните главные члены безличных предложений. Укажите, чем они выражены.
На улице было морозно.
Хорошо в лесу в апреле! Хорошо в лесу весной!
И вот снега больше нет.
Не хочет(?)ся в комн..ты, отрадно на воздухе, хоть и становит(?)ся свежо.
Жарко в природе, холодно в душе: кругом все море да море.
- Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.
- Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:
1.За окном мутно.- 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2.Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать.
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.
5. Оформление таблицы.
Чем выражено сказуемое в безличном предложении
1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
2.Личным глаголом в безличном значении.
3. Инфинитивом
4. Безличным глаголом ( с –ся и без –ся)
5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.
7. Возвратным глаголом в безличном значении
6. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).
- Прочитайте сведения в учебнике на стр. 117
Анализ теоретического материала.
6. Анализ стихотворения Т.Рубцовой
7. Конструирование предложений по картине Саврасова.
8. Тренажёр
9. Итог урока.
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
9. Задание на дом (НА ВЫБОР)
1) Упр. 36 , стр.119, правило стр.117
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.