kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе на тему "Способы образования слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одного источника в другой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему "Способы образования слов"»

Тема: Способы образования слов.

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Тренировочный словарный диктант.

Баянист, гитара, пианино, безвкусица, рассчитать, расчёт, бессчётный, пренебрегать, приключение, дилижанс, температура, здесь, здание, здоровье, экзамен, исполинский.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Блицопрос.

– Запишите только недостающие слова.

– Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс).

– Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими).

– Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными).

– Суффиксы ­тель, ­чик, ­ист, ­ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными).

– Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими).

– Формообразующими являются суффиксы …. (­ть, ­ти, ­л).

Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске).

2. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились.

– Что общего у всех этих слов?

– Почему они оказались в разных группах?

– Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.)

IV. Формулирование темы и цели урока.

1. Определите по схемам, какова будет тема урока.

2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации.

После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов:

1) отбежать, приходить, сверхмодный, допеть, несмелый;

2) волчонок, писатель, артистка, хитрющий, домик.

Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп.

Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1­я группа – приставочный, 2­я группа – суффиксальный.

При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы.

Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочно­суффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочно­суффиксальный, а суффиксальный способ образования.

Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока».

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Углубление изученного и открытие новых знаний.

1. Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику.

Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной.

Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1­м столбике – суффиксальный, а во 2­м – приставочно-­суффиксальный).

Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения.

2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания.

– Какими способами могут образовываться слова в русском языке?

– Как определить способ словообразования?

– Что такое словообразование? Что изучает словообразование?

– А что изучает морфемика? Какая между ними связь?

– Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить что­то, подарок – то, что подарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.)

– Что провоцирует ошибку? (Приставка.)

– Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.)

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



VI. Развитие учебно­языковых, речевых и правописных умений.

Выполнение упражнений.

Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит.

– Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках

(неизменяемые)».

2. «Буквы е, и в приставках пре­, при­».

3. «Буквы з и с на конце приставок».)

Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов.

Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь.

Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.

Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2. Развитие интереса к языку и чувства языка.

3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

VII. Итог урока.

– Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.)

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке (с. 127).

2. Подобрать по два слова, образованные разными способами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе на тему "Способы образования слов"

Автор: Козачанская Алевтина Андреевна

Дата: 01.08.2016

Номер свидетельства: 338431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(53) "osnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935834"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaosnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935935"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"."
    ["seo_title"] => string(84) "urokporusskomuiazykuv6klassiepotiemieosnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "268087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450541024"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация  по русскому языку в 6 классе по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"."
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiiaporusskomuiazykuv6klassiepotiemieosnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "268088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450541122"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок русского языка в 6 классе "Образование слов способом сложения" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obrazovaniie-slov-sposobom-slozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444640828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства