Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему "Способы образования слов"»
Тема: Способы образования слов.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1.Блицопрос.
– Запишите только недостающие слова.
– Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс).
– Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими).
– Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными).
– Суффиксытель, чик, ист, ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными).
– Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими).
– Формообразующими являются суффиксы …. (ть, ти, л).
Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске).
2. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились.
– Что общего у всех этих слов?
– Почему они оказались в разных группах?
– Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.)
IV. Формулирование темы и цели урока.
1. –Определите по схемам, какова будет тема урока.
2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации.
После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов:
Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп.
Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1я группа – приставочный, 2я группа – суффиксальный.
При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы.
Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочносуффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочносуффиксальный, а суффиксальный способ образования.
Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока».
Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы).
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цель урока.
V. Углубление изученного и открытие новых знаний.
1.Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику.
Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной.
Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1м столбике – суффиксальный, а во 2м – приставочно-суффиксальный).
Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения.
2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания.
– Какими способами могут образовываться слова в русском языке?
– Как определить способ словообразования?
– Что такое словообразование? Что изучает словообразование?
– А что изучает морфемика? Какая между ними связь?
– Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить чтото, подарок – то, чтоподарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.)
– Что провоцирует ошибку? (Приставка.)
– Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.)
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений.
Выполнение упражнений.
Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм.
Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит.
– Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках
(неизменяемые)».
2. «Буквы е, и в приставках пре, при».
3. «Буквы зи с на конце приставок».)
Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов.
Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь.
Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.
Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная.
Личностные результаты
1.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
2. Развитие интереса к языку и чувства языка.
3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка.
3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
VII. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке (с. 127).
2. Подобрать по два слова, образованные разными способами.