МАОУ «Гимназия №1 г. Саратова»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Систематизация и обобщение знаний
по разделу «Имя существительное».
Учитель МАОУ «Гимназия №1»
Давидович Евгения Михайловна
2015 – 2016 уч. год
Класс: 5 «Д»
Предмет: русский язык
Тип урока: систематизация и обобщение
Тема урока: «Имя существительное. Повторение»
Цели урока:
обучения:
Организация повторения по теме «Имя существительное»
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) знание орфограмм
в) синтаксическая роль в предложении
воспитания:
Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, открытости.
Воспитание любви и интереса к родному языку, литературе.
развития:
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие внимания.
Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: строить учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки.
1.Организационный момент.
Приветствие.
«Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях.
Давайте проверим, какое у вас настроение (слайд №1 – «погода в нашем классе») и пусть каждый мысленно выберет своё. Надеюсь, что у большинства оно радостное, солнечное, с таким настроем легко работать и добиваться результата».
Запись числа в тетради.
2. Вступительное слово учителя.
«Ребята, а когда у нас бывает особенно хорошее настроение? Что для этого нам нужно? Может быть, что-то должно произойти?»
(Ответы детей: хорошие оценки, день рождения, праздники, каникулы).
«А во время праздников и каникул что мы обычно делаем и где проводим время?»
(Едем в гости, посещаем другие города и страны)
«Вот и сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по одной чудесной стране. (слайд №2) Думаю, название её вы мне скажете сами. Для этого вам достаточно лишь вспомнить, что мы изучали на уроках русского языка в последнее время (какую часть речи мы изучали)».
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
«Итак, запишем тему урока: имя существительное. Но мне кажется, это не всё. Ведь мы уже давно познакомились с этой частью речи, не первый урок и даже не первый год изучаем её. Чем же мы будем заниматься сегодня?
Какую цель мы поставим перед собой?»
(Повторить всё, что выучили, узнали; выяснить, какие темы для нас лёгкие, а какие вызывают затруднения; применять на практике орфографические правила)
4. Актуализация ЗУН и пробное учебное действие.
«Ребята, а что должен иметь при себе человек, выезжающий в другую страну?»
(Деньги, документы)
«Конечно! И нам с вами тоже нужно получить разрешение на въезд. А для этого, нужно показать, что мы всегда сумеем отличить имена существительные от слов других частей речи».
Задание:
Выделить из группы слов имена существительные, записать их, вставив пропущенные буквы и выделяя орфограммы (ребята записывают в тетради) (слайд №3)
«Те, кто правильно и быстро выполняют задание, получают почётное разрешение на въезд с правом взять с собой нескольких товарищей». (см. приложение-3)
Ч_рнота, ч_рный, д_мовитый, д_мище, предл_жение, предл_гать, зав_южить, в_юга, пр_бежка, пр_бежать, поз_лоченный, зол_то, д_брота, под_бреть, л_нтяй, л_нивый, Ро(с/сс)ия, ро(с/сс)ийский.
«Что могут обозначать имена существительные?»
(Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, живые существа, явления природы, общественные явления, вещества, географические названия, а также свойства, качества или действия)
5. Выявление места и причины затруднения (если такая ситуация возникает) Вопросы по выполнению предыдущего задания (задаются как вспомогательные, для того, чтобы устранить причины затруднения):
«Как вам это удалось сделать? По каким признакам мы можем найти имена существительные? Делаем вывод: Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного»
(Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?; имеет грамматические признаки: склонение, род, число падеж; изменяется по падежам и числам; в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.)
6.Построение проекта выхода из затруднения
Слово учителя:
«Молодцы, вы справились, и я вижу, что вы сами вполне готовы совершить путешествие! Ой, а тут письмо от кого-то пришло! (слайд №4)
Это письмо от Незнайки, он хочет с нами отправиться в страну Имени Существительного. Возьмем его с собой? Ведь мы уже знаем многое об имени существительном и можем помочь Незнайке, который не знает ещё ничего.
В этой стране много городов с интересными названиями, и некоторые из них мы с вами посетим прямо сейчас!
А вот и карта нашего маршрута! (слайд №5)
Что вы можете сказать, глядя на неё? Как мы будем двигаться? (от одного морфологического признака к другому)
В добрый путь!»
7. Реализация построенного проекта.
А) «Первый город в стране Имени существительного – это город
Разряд (слайд №6 )
«Жители города приветствуют вас, а Незнайка хочет знать, почему так назван город. Давайте поможем ему! На уроке мы, правда, редко употребляли это слово, но всё же разряды существительных вы без труда сможете назвать» (в случае затруднения просим вспомнить постоянные морфологические признаки существительных)
Задание: «Ребята, распределите имена существительные в два столбика» (слайд №7)
Одушевленные и неодушевленные (кто? и что?)
Дама сдавала в багаж..
Д..ван,
Ч..модан,
Саквояж..,
К..ртину,
К..рзину,
К..ртонку
И маленькую с..бачонку.
Собственные и нарицательные (слайд №8 )
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяем?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, орёл (птица), Орёл (город), доброта
Незнайка говорит вам «спасибо»!
И мы отправляемся в следующий город…
Б) Следующий город под названием Род (слайд №9 )
Работа в группах (по рядам), каждый ряд распределяет слова. (слайд №10 )
Мужской род – 1 р., женский род – 2 р., средний род -3 р.
Задание: из списка слов выбрать слова своего рода и составить с каждым словосочетание по типу: прил. + сущ.
Коростель, виолончель, кофе, пальто, выпь, рояль, пианино, моль, впечатление.
Молодцы, вы прекрасно разбираетесь в роде существительных.
А мы идем дальше…»
В) А сейчас мы на окраине посёлка Числа (слайд №11 ), и живут в нём вот эти персонажи с забавными именами. (слайд №12 ) Какой частью речи являются их имена? Да, всё это существительные, и они просят, чтобы мы помогли им. Дело вот в чём: в волшебной стране ведут здоровый образ жизни и передвигаются только на велосипедах, самокатах, санках, роликовых коньках и др. А у них в казённом хранилище только и осталось, что одно-, двух- и трёхколёсные велосипеды, по 5 штук каждого вида. (слайд №12 ) Вам нужно подсказать каждому персонажу, какой велосипед взять. По какому принципу мы их рассадим?»
Рассаживаем по принципу: существительные, которые имеют только ед. число – одноколёсный велосипед, только множ. число – двухколёсный, оба числа – трёхколёсный. (При затруднении просим учащихся вспомнить признаки сущ., затем изменяемые признаки, затем особенности числа: то, что есть существительные, имеющие форму только множ. или только един. числа)
Персонажи-существительные: Макароны, Брёвна, Стружки, Черника, Сухари, Строительство, Обои, Туфли, Горох, Джинсы, Доброта, Горошина, Дрова, Лапша, Плоскогубцы.
Г) Следующий город Падеж-Склоненский (слайд №13 )
«Давайте подумаем, почему город состоит сразу из двух названий? Что такое склонение? (Склонение – изменение по падежам и числам, имя существительное имеет 3 склонения.) А для чего нам нужно разбираться в склонениях и падежах существительных? (Чтобы правильно писать безударные окончания)
«А теперь давайте выполним задание…» (слайд №14 )
Побывать в планетари.., играть на виолончел.. и роял.., подготовиться к дискусси.., идти вместе по жизн.., в созвезди.. Козерога, держать на ладон.., бежать по тропинк.. .
(Выпорлняя это задание, учащиеся должны вспомнить Е и И в падежных окончаниях имён существительных).
Незнайка немного устал, он хочет поиграть! И играть он будет на трубе.
Физкультминутка (слайд №15 )
«А мы в это время тоже отдохнём и поиграем. Только играть надо с пользой. Давайте попробуем. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего – руки перед собой.
Труба, настойчивость, окно, доска, забор, ошибка, ведро, неожиданность, обморок, помощь, столб, погоня.
«Пока мы играли, оказалось, что все основные населённые пункты страны Имени Существительного успешно пройдены нами. Незнайка благодарит нас за увлекательное путешествие и хочет сделать нам подарок – рассказать о своих прежних интересных приключениях. А вот и истории про него». (слайд №16 )
Д) Работа с художественным текстом. 3 группы – по рядам.
(см. приложение-1)
Вначале 2 минуты на самостоятельную работу – вставляем пропущенные буквы и знакомимся с текстами. Затем представитель от каждого ряда выразительно читает текст, определяем, из какого произведения все три отрывка («Незнайка на Луне»).
«Текст, с которым будут работать ребята первой команды, расскажет об опасностях, которые подстерегали Незнайку на каждом шагу.
Второй текст посвящён описанию самой странной картины, которую когда-либо довелось рассматривать Незнайке.
И последний отрывок содержит в конце объяснение того, почему Незнайка всё же собирается покинуть нас и вернуться домой, в Цветочный город».
Несколько учащихся (по 1 от каждого ряда) выполняют у доски задания:
От группы № 1 – задание №1 (выписать существительные на правило «Е, И в окончаниях имён существительных». Определить склонение и падеж).
От группы № 2 – задание №3 (морфологический разбор двух существительных)
От группы № 3 – задание № 3 (синтаксический разбор предложения)
Учащиеся вызываются к доске после прочтения каждого текста. Затем 3 - 4 минуты все работают самостоятельно, после чего проверяем задания (слайды №17, 18, 19).
Затем проверяем работы учеников у доски.
8. Итоги урока. Выводы. Выставление оценок.
9. Рефлексия.
И последнее задание сегодня – продолжить высказывания (слайд №20 ):
Сегодня на уроке мне было интересно …
У меня получилось…
Вызвало затруднения …
Мне нужно ещё поработать над …
10. Домашнее задание. Записать небольшой отрывок из любимого художественного произведения (объём не менее половины страницы), подчеркнуть имена сущ. как члены предложения, определить их склонение и падеж.
Заключительное слово учителя: «Ребята, спасибо вам за урок! И Незнайка тоже благодарит вас за помощь и прощается с вами!» (слайд № 21)
Приложение 1
Текст для группы № 1.
Ночью Незнайка и Козлик спали плохо. Им обоим снились страшные сны. Незнайке снилось, что его преследуют какие-то жулики, от которых он прятался на пыльном чердаке или в тёмн..м подвал.. . Наконец он спрятался в пустую боч..ку, но в это время кто-то стал наполнять боч..ку мазутом. Незнайка хотел выле..ти из боч..ки, но тут чья-то рука цепко схватила его за волосы и не д..вала даже высунуть голову наружу. Чу..ствуя, что скоро он может захлебнут..ся в этой чёрн..й вонючей жидкост.., Незнайка ..делал отчаянное усилие … и проснулся. Убедившись, что находится не в боч..ке, а дома в постел.., Незнайка снова хотел заснуть. Вдруг он увидел, что окно бе..звучно открылось и в него лезут какие-то подозрительн..е личности в клетчат..х кепках и с пистолетами в руках.
1. Выпишите из текста существительные с орфограммой «Е, И в окончаниях имён существительных». Укажите их склонение и падеж.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из последнего предложения выпишите существительное, состоящее из корня, двух суффиксов и окончания.
__________________________________________________________________
3. Подчеркните грамматические основы в выделенном предложении. Простое оно или сложное? Начертите его схему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст для группы № 2.
У самой воды под большой стар..й ивой стояла какая-то сказочн..я избу..ка. Все её стены были и..рисованы какими-то непонятными к..ртинками. На одной к..ртине был изображён к..ротышка в клетчат..м плаще и с трубкой в зубах. На другой – такой же к..ротышка и тоже с трубкой, но почему-то пер..вёрнутый вверх ногами. Над ним была чья-то огромная нога в начищенном до яркого блеска ботинк.. . Рядом была банка с черникой, зелёные стручки гороха, чья-то г..лова с в..лосами, покрытыми пушист..й пеной, чей-то рот с улыбающимися губами. Затем снова чья-то г..лова, чашка с дымящимся кофе, ещё банка с черникой, огромной величины муха, опять нога… Всё это было без всякого смысла и связи, словно какой-то художник вырвался на свободу и р..шил разукрасить попавшееся ему на пути строение своей сумасшедшей кист..ю.
1. Заполните таблицу примерами из текста.
Существительные |
м.р. | ж.р. | ср.р. |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. Найдите в тексте несклоняемое существительное. Укажите его род, число.
__________________________________________________________________
3. Выполните морфологический разбор любого существительного из последнего предложения (кроме слова путь).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст для группы № 3.
Доктор Пилюлькин принялся тщательно обследовать Незнайку. Осм..трел уши, горло, нос и ..зык и с недоумением пок..чал г..ловой. Потом Пилюлькин велел Незнайке снять руба..ку и принялся стучать по его спин.., по плечам, по груди и по ж..воту резиновым молоточк..м, прислушиваясь к звуку. Звук получался не такой, какой надо. Пилюлькин морщился, пожимал пл..чами и тряс головой. Потом он велел Незнайк.. леч… на спину и начал нажимать ему ладонями на ж..вот в разных местах. И опять сокрушённо к..чал г..ловой.
Наконец он измерил Незнайк.. температуру, пульс и кровяное давление, после чего велел ему оставаться в постел.. .
Выйдя к коротышкам, Пилюлькин сказал, что Незнайка очень болен, а такой болезнью обычно болеют коротышки, которые слишком долго пробыли вдали от своих родных мест.
1. Выпишите из выделенного предложения существительные, укажите их склонение и падеж.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Выпишите из последнего предложения однокоренные слова, укажите часть речи, выделите корень.
__________________________________________________________________
3. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Распределение времени на уроке обобщения знаний:
Этап | Количество времени (в минутах) |
Организационный момент | 1-1,5 |
Вступительное слово учителя | 1-2 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 2-3 |
Актуализация ЗУН и пробное учебное действие | 4-5 |
Выявление места и причины затруднения | 1-1,5 |
Построение проекта выхода из затруднения | 1-2 |
Реализация построенного проекта | 17-18 |
Итоги урока. Выводы. | 2-3 |
Рефлексия | 2-3 |
Приложение 3
Почётное разрешение на въезд
В Страну Имени Существительного.
Предъявитель сего документа получает право посетить Страну Имени Существительного в любое время дня и ночи и взять с собой товарищей.
__________________________________________________________________
Почётное разрешение на въезд
В Страну Имени Существительного.
Предъявитель сего получает право посетить Страну Имени Существительного в любое время дня и ночи и взять с собой товарищей.