Урок русского языка "Правописание и-ы после ц" в 5 классе
Урок русского языка "Правописание и-ы после ц" в 5 классе
Урок русского языка в пятом классе на тему "Правописание и-ы после ц", содержит цели и задачи,направленные на изучение нового материала. Урок рассчитан на разный уровень способностей детей. На данном уроке учащиеся повторяют ранее изученный материал и изучают новый материал. Данная тема является сложной для восприятия, дети путают правописание, особенно у существительных во множественном числе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание и-ы после ц" в 5 классе»
Тема: Правописание ы—и после ц.
Цель: познакомить с правописанием ы-и после ц.
Задачи:
Образовательные:
учить обосновывать выбор гласных ы—и после ц в корнях,
суффиксах и окончаниях;
3) повторить правописание о—ё после шипящих в корне слова,
безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилага-
тельных;
5) расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:развивать внимание, память, логичес-
кое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные:вызвать интерес к урокам
русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).
Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений)
Посмотрите, как написано на доске. ( Цы и ци).
– Почему же так? Наша задача –разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И . Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
«Правописание ы—и после ц».
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
( И.Козловский)
–К какому стилю относится этот текст?
–Что такое цимбалы?
–Назовите слова с ы и И после ц ( цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).
–Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр 17 5нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
––Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И?
–Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:
1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить.
–А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал—
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
– Ну что, цыплята, вам всё понятно?( Да)
Прозвучал для вас, ребята,
Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть).
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»- формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на – ция, а окончание Я, а –ЦИ –входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм , схему рассуждения (плакат перед учащимися).
Правописание Ы—И после Ц.
1. Слова на –ция?
да нет
/ \
станция 2. В какой части слова буква?
/ \
В окончании, в корне
В суффиксе \
/ 3. Слово-исключение?
Ы / \
улицы да нет
куцый / \
Синицын Ы И
Цыган цирк
На цыпочках цифры
Цыплёнок
Цыц
Цыкнуть
III. Закрепление изученного.
1. Устный орфографический разбор ( уч-ся объясняют устно правописание слов , написанных на доске, пользуясь алгоритмом).