Целью данного урока русского языка является формирование представление о способе нахождения нулевого окончания в слове; тренировка способности находить нулевое окончание в формах слов-названий предметов. Применение на данном уроке (а также при обучении в целом) разноуровневых заданий весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, ьне каждый может проявить собственное «я». Данный подход на уроке помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Обучение через систему дифференцированных заданий на всех этапах урока, позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Нулевое окончание"»
Миханова Наталья Ивановна , учитель начальных классов, г. Рудный.
Урок русского языка 3 класс. Тема: Нулевое окончание. Цель урока: закрепление понятия об окончании; создание условий для определениянулевого окончания в словах. Задачи урока: - повторение и систематизация изученного; обсудить понятие » окончание», ввести термин «нулевое окончание»; - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; - воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других. Оборудование: учебник, интерактивная доска, сигнальные карточки, словарь Ожегова, полоски для оценивания
Ход урока.I.Организационный момент. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Карандаш, книжка, тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы так работать, Чтобы лучше, больше знать? II.Актуализация знаний учащихся. На интерактивной доске слова: С-лдат, ч-баны, п-года, б-рёзы, сев-р, кв-ртиры, к-ртоф-ль, ябл-ко, ур-жай, мес-ц. –Прочитайте данные слова. Сравните их. (Общее: словарные слова на безударную гласную, не проверяемую ударением; все- имена существительные. Различия: 1)есть слова (имена сущ.) в ед. числе и во мн. числе; 2)одушевлённые и неодушевлённые; 3)есть мужского рода, есть женского и есть среднего; 4)разное количество слогов; 5)ударение на разном слоге; 6)есть имена сущ-ые, которые употребляются только в ед. числе (погода, север, картофель), а остальные изменяются по числам.) III.Разноуровневая работа по теме. 1)Подготовительная работа.
1 уровень. -Какое задание необходимо выполнить с данными словами в первую очередь? (вставить пропущенные буквы, т.е. безударные гласные; выделить ударный слог) У учащихся данные слова на карточках. Один учащийся (кто первый справится) работает на интер. доске. Проверка. Оценивание. Полоски: 5 – красный цвет (без ошибок) , 4 – сини (1-2 ош.), 3 – зелёный (3 ош.) , 2 – жёлтый (4 и ош.). – Назовите синонимы к словам. Солдат – (воин, защитник, боец). Чабан – (пастух). –Назовите антонимы к слову Север – (юг). Назовите многозначное слово. (месяц). –В каком значении может употребляться слово? Месяц -1. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная 1/12 части года (от28 до 31 суток); 2.Диск луны или его часть. (по словарю Ожегова). - Чтобы выполнить задания второго уровня, выполним подготовительную работу. И нас приглашает окончание , И у него для нас задание. А что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). – Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть звуковое окончание? (У некоторых слов нет звукового окончания.) Такое окончание называется нулевым. На доске слова: Л-ства, к-вёр, дож-ь. –Запишем слова, объясним и вставим пропущенные буквы, выделим окончание. (К доске выходят по очереди 3 уч-ся; повторяют: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова; ь знак в окончание не входит). – Чем различаются обычное, т. е. звуковое окончание и нулевое? (Звуковое выражается на письме буквами, при произношении звуками; нулевое – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы.) -Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него ещё много тайн. 2)Уточнение темы и цели урока. –Почему мы так долго говорим об окончании, о нулевом окончании? (отвечают уч-ся). –Совершенно верно. Тема нашего урока «Нулевое окончание». И мы продолжим с вами на уроке развивать навыки определения звукового и нулевого окончания в словах. 3)Физминутка. 4)Работа по теме. –Выходим на второй уровень. На интер. доске задания: 1.Найди и выпиши слова с нулевым окончанием. Окончания выдели. Солдат, чабаны, погода, берёзы, север, квартиры, картофель, яблоко, урожай, месяц. 2.Составь и запиши предложения с данными словами. Выполнившие задания, смогут самостоятельно выйти на третий и даже на четвёртый уровень. Задания на карточке. Карточка. 3уровень. В каких словах со звуковыми окончаниями, изменив их форму, можно получить нулевое окончание? Запиши полученные слова. 4 уровень. Среди данныхесть слова, в которых окончаний нет совсем (ни звукового, ни нулевого). Что это за слова? И почему у них нет окончания? Подчеркни их. Ворона, арбуз, пальто, сирень, весело. Самостоятельная работа. (помощь учителя по необходимости) Проверка выполнения уч-ся 2 уровня. –Какие слова имеют нулевое окончание? (уч-ся называют слова); На интер. доске: солдат□, север□, картофель□, месяц□. Оценивание (полоски). –Какие предложения составили? (заслушать по одному на каждое слово). – Кто выполнил задания 3 уровня? (на интер. доске задание. Работа с карандашом) Оценивание. -Выполнил ли кто-нибудь задание 4 уровня? (на интер. доске задание) (Слово пальто не изменяется.Весело- наречие.о- суффикс.) -Можете ещё привести примеры неизменяемых имён существительных и наречий? (кофе, метро, какао, радио, шоссе и др.) –Когда ещё можно утверждать, что окончания нет совсем, вы узнаете в старших классах. Оценивание (полоски).5)Физминутка.6)Работа по учебнику. Стр.26 упр.106 –Не читая задания, просмотрите упражнение. Всё ли было понятно? Почему нет? Какие знания об окончании помогут нам составить данные предложения? Работа в четвёрках. (Устно составить предложения). Проверка. (Заслушать по одному предложению от группы) –На какую тему все предложения? (осень) Но являются ли они текстом? (нет) Почему? Уровневая работа по выбору.1 уровень. Записать составленные предложения. Найти слова с нулевым окончанием. Окончания выделить. (за доской 2 уч-ся) 2 уровень. Записать только первое предложение. Дополнить его ещё 3-4 предложениями. Можно изменить прилагательное поздней в словосочетании поздней осенью на раннейосенью, если вам больше нравится этот период осени. У вас должен получиться мини- рассказ .Озаглавьте его. Проверка. (1 уровень –за доской 2 уч-ся) Оценивание 1 и 2 уровня. (полоски) IV.Подведение итога урока. (Диаграмма Венна) (Звуковое и нулевое окончания. Их общие и различные признаки.) V.Домашнее задание. Стр.26 упр.107.